- Переводы

«Это не шоу». Интервью с Мастерджи, преподавателем в Майсоре

М.С. Вишванат, более известный как Мастерджи, – учитель йоги в Майсоре. Он занимался с Паттабхи Джойсом более 15 лет и обучает теории и практике йоги вот уже более 40 лет. В этом интервью он говорит о назначении йоги, разнице между хатха-йогой и аштангой, что такое пранаяма и о многом другом. 

Мой дорогой друг Джессика из Италии рассказала о своей первой встрече с Мастерджи — своим первым учителем Аштанга виньяса йоги, с которым она начала заниматься с «нуля»:

«Впервые , когда я пришла в шалу Мастерджи, всё, что я знала об аштанге – это то, что это интенсивный стиль йоги, которому я хотела научиться. И это всё. 

Никогда не забуду этот момент: несколько человек уже были там, выполняли свои асаны, я подумала, что опоздала. Он посмотрел на меня и сказал: «Можешь начинать свою практику».  Я удивленно посмотрела на него и спросила, что же мне делать. Огорченно, он покачал головой, и начал кратко объяснять мне Сурья Намаскара. 

С того самого момента он стал моим учителем. Следующие три месяца я практиковала под его руководством асаны и пранаяму. Он провёл меня по всей первой серии шаг за шагом, словно отец, обучающий свою дочь кататься на велосипеде. 

Мастерджи – не особо  разговорчивый человек, но когда он говорит, он говорит именно то, что нужно в тот самый момент. Он может понять,  где именно ты застрял на своём пути, и помогает преодолеть это без ненужных понятий и объяснений. Определённо, он самый мудрый человек, которого я встречала, и я всегда жду с нетерпением нашей встречи и обучения с ним в Майсоре.

Его отзывчивый взгляд и широкая улыбка всегда помогают мне в трудные моменты практики. Без сомнений, я счастлива, что встретила Мастерджи». 

Встреча с Мастреджи

Я позвонил Мастерджи утром во вторник, но мне никто не ответил. Однако в этот же день, около восьми вечера, он перезвонил. Это был наш первый разговор. Он был очень доброжелателен и отзывчив по телефону. Я объяснил, что хочу взять интервью для своего блога, и он попросил прийти на следующий день в пять вечера.

С некоторым воодушевлением, так как я давно не брал интервью, на следующий день я направился к нему, но как только мы встретились, я заподозрил, что он не понял, что именно я хотел. Когда я пришёл в шалу, он задал мне очень типичный вопрос в индийском стиле: «Что ты хочешь?».

Когда я объяснил свою цель, он сказал: «В Майсоре так много учителей йоги, почему ты не хочешь взять интервью  у них?». Я ответил: «Я брал у них интервью и слышал, что Вы – прекрасный учитель. Многие мои друзья рекомендуют Вас».

Он был очень смущён, идея  много говорить о себе ему не очень понравилась. Но он всё же согласился и позволил задать вопросы. 

Во время интервью он рассказал, что около шести лет назад хотел бросить преподавание, посчитав, что уже достаточно, но каким-то образом судьба не отпускают его. 

Он использовал слово «судьба» несколько раз во время интервью. Мне нравилось, как он использует это слово. Оно имеет особое значение для меня, я несколько раз в жизни сталкивался с ней, много слышал о ней и много размышлял, слушая аудио-книгу «Махабхарата», индийский древний эпос. 

Надеюсь, что после этого интервью он продолжит выполнять своё предназначение, обучая и делясь своим опытом и мудростью. Я уверен, его ученики оценят это.

Так же я хочу отметить, что он очень точно определяет йогу не только как асаны или физические позы. Он не придаёт им большого значения. Его видение лежит вне физических упражнений и, хотя на его сайте указано, что он обучает аштанге и хатха- йоге, для него это просто названия. С его точки зрения, йога – это нечто намного большее.

Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как Вы выбрали этот путь? 

На самом деле, в моей традиции не говорят, как выбирают путь или почему. Просто это происходит, и мы идём своим путём, это – наше путешествие. Не знаю , что привело меня сюда. И я  не знаю, почему до сих пор я здесь. Не знаю. Это – судьба. Мы путешествуем в направлении своего предназначения. 

Поделитесь,  что Вас побудило заняться йогой? 

– Дело в том, что не было никакой идеи, понимания или мыслей о йоге. Когда я пришёл к этому, мой возраст был слишком мал. Это было не так, как это происходит сейчас, когда люди знают и понимают, что такое йога, это было совсем по-другому в моём случае. Это было как игра. Всё равно, что ребёнок играет со своими игрушками или повторяет то, что делают другие. Для меня это выглядело вот так и больше ничего. 

Вы учились у Паттабхи Джойса 15 лет, не так ли? 

– Дольше, дольше. Он – единственный учитель для меня. Всё, чему я научился, я научился у него.

Более 15 лет? 

– Да!

А как долго? 

– Возможно, больше на несколько лет. (смеётся) Мы не считаем времени, когда находимся рядом с учителем. Мы не должны знать всё. Мы просто приходим и практикуем. 

Именно поэтому, если вы спросите что-то об учителе или нашей практике, я не отвечу. Это – наша традиция. Мы не должны об этом говорить.

Поделитесь, пожалуйста, своим опытом обучения у Паттабхи Джойса? 

– Это был чудесный опыт. Когда я обучался у него, процесс обучения был чистым, прямым и глубоким. У него было много времени, много того, чем он мог делиться детально. В те времена у него было много времени. 

Расскажите о каком-нибудь  забавном случае? 

– Было так много таких случаев, потому что он был прекрасный рассказчик. Он объяснял, рассказывал столько всего: поучительные истории, связанные с йогой. Много всего. Не одна и не две, очень много историй.

Он принадлежал к Ведической школе. Он был необычный человек. Мы называли его vidvan – мудрец, человек, который освоил Веды. Он был очень Большой Учитель. 

Современные студенты ничего не знают о нём. Просто говорят что-то о нём, все эти слухи и истории. Он был  великим учителем. 

Почему Вы решили начать преподавать йогу? 

– Я уже говорил, это – судьба, предназначение. Хотел прекратить, но всё ещё продолжаю, не знаю почему. Хотел бросить шесть/семь лет назад. Не знаю, почему продолжаю обучать.

А почему Вы хотели прекратить преподавать йогу? 

– Хватит, значит, хватит! Сколько ещё? Достаточно уже учить, но я всё ещё продолжаю, не знаю, когда закончу.

Чему именно Вы обучаете? На Вашем сайте указано довольно много классов: аштанга, хатха, пранаяма.

Вот Вы говорите об аштанге, о хатхе, не считаю, что это разные практики. Это – всего лишь маркетинговые названия. Но, когда я говорю, что обучаю аштанге или хатхе,  то студенты, которые  приезжают, знают, о чём идет речь, и просто практикуют. 

Когда я говорю, что обучаю аштанге, пранаяме – так это и есть. Все ценности и связанные с этим практики, именно это и будет на моих классах. 

Я также видел что-то о чтении мантр…

Да, это очень важно. Повторение, рецитация мантр помогает концентрации. Мантра – это начало концентрации. Вот после выполнения пранаямы мы должны контролировать свои желания, — пратьяхара, — и для этого нам нужна некая поддержка. Повторение мантр — то, что мы называем джапа, именно это и помогает. 

А когда Вы обучаете медитации, это подразумевает медитацию с мантрами? 

Нет, медитация основана больше на пранаяме и фиксации ума. Это техника аштанга-йоги. Не современной аштанги. Современная аштанга не имеет такого значения. Современная аштанга лишена этого смысла. 

Вы так считаете? 

– Не считаю, это так и есть.  (мы вместе смеёмся)

Почему Вы считаете, что нет этого смысла? Чего в ней нет? 

Всё в йоге пропало. Главное, когда вы хотите практиковать йогу, ваш ум должен быть под контролем. А где контроль ума? Это внутренний процесс. Мы должны это испытать, испытать то, что происходит. И это не представление или  шоу.

Это не  шоу: «Я могу так, могу вот так. Вот так, как он учит, я умею». Это не йога. А люди думают, что это и есть йога. Когда студенты приезжают сюда, в Майсор, я объясняю это им, и они медленно меняют своё отношение, они занимаются традиционной практикой. 

На Вашем сайте написано: «Главная цель классов – помочь студентам совершенствовать свою практику в среде, которая свободна от недопонимания и ложных представлений, сформированных современным подходом Аштанга йоги»…

Да, так и есть, я уже говорил. Современная аштанга – это совсем не то, в ней ничего нет .

Я так же прочёл на Вашем сайте, что Вы обучаете стилю йоги Vishwanatha Paddhathi.  

Это название дали  бразильские студенты, которые занимались у меня на классах. Это не я, они назвали это так. 

*на сайте указано, что Vishwanatha Paddhathi  — стиль йоги для таких учеников, которым необходим мягкий подход, в соответствии с их возрастом или ограничениями здоровья. У Мастерджи есть особый стиль йоги, основанный на его опыте обучения многих менее гибких студентов, учитывая их возраст, болезни или некоторые ограничения. 

Вы обучаете аштанга виньясе йоге так, как обучал Паттабхи Джойс? 

– Мы не говорим «аштанга виньяса». Это просто асаны вместе с виньясами, пранаяма, чантинг и многое другое. 

Какова разница между хатха йогой и виньяса йогой? 

Она огромна. Виньяса йога ограничена только асаной. Аштанга йога имеет восемь ступеней, и все эти восемь ступеней необходимо практиковать, не только движения тела. 

Хатха – это не движения тела, это очень глубокая практика. Вы должны практиковать пять ступеней аштанга йоги в хатха йоге. Вот, что должно происходить.

Но люди не понимают этого. Они слушают одно, другое, добавляют свои собственные представления и называют это хатха йогой. А это – совсем другое. 

Очень точное описание, что такое хатха, вы можете прочитать в текстах. Соединение Солнца и Луны, Сурья нади и Чандра нади. Это дыхание в Сушумна, это цель пранаямы. Хатха  – это практика пранаямы. Это совсем не то, что вы привыкли видеть на современных классах  йоги. Об этом написано в священных текстах, так говорили наши предки. Всё, чем хотят заниматься современные люди, это бизнес, и это все меняет. 

Получается, что для Вас важно обучать не стилю йоги, а йоге как таковой ? 

– Для меня существует только одна йога, та, которой я обучаю. Это как кофе: ты хочешь  пить кофе, кофе – одинаково, но приготовить его можно по-разному. Йога – одна, а техник – очень много. Вот так.

Возможен ли конфликт для преподавателя обучать или для практикующего практиковать разные стили, такие как хатха или аштанга?

– Я в этом не вижу конфликта. Конфликт – он в умах других людей. Я знаю, что такое йога и знаю, что такое виньяса. Я знаю, что такое хатха йога. Для меня здесь нет никакого конфликта, как и для тех, кто приходит учиться ко мне, для них тоже нет никакого конфликта. Только те, кто использует эти названия в маркетинговых целях, для них конфликт возможен. Для меня нет никаких противоречий, как и для моих студентов. Нам всё ясно. Мы практикуем. Для нас есть совершенно точное определение йоги. Мы очень точно видим и понимаем, что такое йога. 

Если говорить об асанах, все они и включены в понятие хатха йоги? 

– Хатха – это не тело, это не энергичные движения тела. Хатха означает, что вы достигаете своих целей, не думая о препятствиях, сталкиваясь с ними, вы просто практикуете до тех пор, пока не достигнете своих целей. Вот, как я определяю это. Именно такое определение вытекает из хатхи. Понимаете? Это очень сильное определение. Вы хотите сделать что-то, но не можете сделать это легко. Так много препятствий на пути, столько беспокойства ума, и побеждая всё это, вы просто продолжаете делать то, что вы хотите. Вот в чём смысл хатха йоги. 

Всё приходит в процессе хатха йоги. Просто делайте то, что хотите делать. 

А как это связано с каналами Сурья нади (солнечной энергией)  и Чандра нади (лунной энергией)? 

– Солнце (Ха) – правая ноздря, Луна (Тха) – левая. Вдох выполняется через правую ноздрю и активизирует солнечную энергию, выдох – оживляет лунную энергию. Это природа. Таким способом мы запускаем энергию, не блокируем ни ту, ни другую. 

На самом деле мы не дышим ни солнечной, ни лунной энергией. Это происходит одновременно. Такое состояние возникает во время практики хатха йоги. Воздух попадает в Сушумна нади, это означает, что вы вошли в состояние хатха. 

Как это связано с тем, что вы говорили о силе решимости?

– Вы можете увидеть канал Сушумна нади? Нет, вы его не видели. Поэтому, когда вас обучают, вам необходимы ориентиры, определения. «Я хочу видеть, что это такое и где это. Я должен это знать». Только если есть чёткое представление, только тогда вы можете это увидеть. Если его нет, «ладно, оно — там», тогда  и нет верного отношения. 

Вот так. Это и есть решимость. Знать, что есть много препятствий, отвлечений, и всё равно продолжать. В любом настроении и состоянии, с любыми мыслями и движениями, я стараюсь продолжать.

Вы выполняете асаны, но если услышите приятный запах кофе и подумаете: «Какой приятный аромат, хочу кофе», то забудете, что делаете. Вот, чего не должно быть. Даже с существующими раздражителями чувств, ваш ум должен оставаться сосредоточенным. Вот, что приходит с хатха йогой. 

Это сложный процесс: шаг за шагом, это не происходит быстро. Мы должны победить свои слабости. 

А вы можете объяснить кратко, что такое пранаяма? 

–  Это контроль дыхания, регулирование дыхания.

Все мы дышим быстро. Когда дыхание прерывистое, мы чувствуем себя плохо, мы чувствуем недостаток энергии. Правильный вдох и выдох дают энергию телу. Когда вы умеете регулировать дыхание, ваше здоровье улучшается, энергия тела повышается. 

Регулирование дыхания и есть пранаяма. Спокойный ум – это первая польза от пранаямы. Вы спокойны, ваш ум расслаблен, энергия в теле повышается и развивается внимание.

А как Вы учите пранаяме? 

–  Учу правильно дышать, вот и всё.

Где должно находиться внимание во время выполнения пранаямы? 

– На дыхании. Всё внимание – только  на дыхании. 

Как долго нужно практиковать пранаямы?

– Всё время, потому что каждая пранаяма имеет свои эффекты.

Сначала мы изучаем все пранаямы и практикуем их определённый период времени. Продолжая, когда у нас появляются другие цели и задачи, в соответствии с этими целями или желаниями, мы можем практиковать пранаяму и должны проводить столько времени, сколько необходимо. Нет ограничений по времени. 

А сколько по времени проходят Ваши классы по пранаяме? 

–  Группа, которую вы сейчас встретили, занимается 80 минут. Начинают с 45 минут, чтобы достичь 80 минут пранаямы, нужно иметь хорошую практику. Практика от 50 до 70 минут – это хорошая практика. 

Существует много пранаям..

– Их – тысячи, миллионы асан…

Как Вы выбираете, какую пранаяму практиковать регулярно? 

– Существуют традиционные пранаямы, классические пранаямы, и их обычно достаточно. Если вы выполняете их, этого  достаточно. Мои ученики обучены надлежащим образом всем техникам: если они выполняют эти пранаямы, этого достаточно и нет необходимости делать что-то ещё.

В изучении пранаямы нет никакой путаницы, это очень точная управляемая практика. На самом деле даже асана – очень точная упорядоченная практика. Люди делают столько всего бессмысленного в практике, обучая и практикуя, имею столько странных идей и представлений..

Пранаямы – все очень точны, просты и полезны.

А что Вы можете сказать о медитации? 

– Медитация – это фиксация мыслей. Медитация – то, что мы называем дхьяна, высший уровень пранаямы. С момента начала ум становится контролируемым, далее  фиксируется на объекте и не позволяет мыслям «скакать». Мы остаёмся неподвижными. Вот такую практику мы должны выполнять.

У нас есть курс медитации, классы по медитации, но на самом деле это всё – подготовка к медитации. Когда вы достигаете уровня медитации, вы становитесь полностью уравновешенным человеком во всех аспектах жизни. Поэтому эти классы   –  только подготовка в этом направлении, они не учат идеальной медитации. 

Практикуя, успокаивая мысли, только так мы можем быть сосредоточены. Медитация означает то, что вы ничего не делаете, то есть никакой умственной активности. Ум сконцентрирован на объекте, он очень устойчив. Вот, что такое медитация.

Согласно  Патанджали? 

– Нет, Патанджали – только кодификатор, он не автор йоги. Йога существовала тысячи лет до Патанджали.

Какой самый важный урок Вы получили от своего учителя? 

– Преданность, настоящая преданность практике. Быть честным. Не обманывать себя. Всё, что делаешь, пытайся выполнить честно. Это не шоу. Вот главное знание, главное послание его.

Я не сравниваю себя с другими, не прошу ничего. Йога – это внутренняя работа, внутреннее развитие, поэтому просто продолжай развиваться. Внешняя жизнь – одна, мы живём в соответствии с нуждами общества, они всё время меняются. Внутренний мир – это то, что мы должны делать для себя. 

А как возможно уравновесить внешнюю и внутреннюю жизнь?

– Очень просто: быть внимательным. Внимание приносит много баланса в нашу жизнь. С вниманием приходит понимание, что именно происходит, а когда понимаешь ситуацию, баланс приходит автоматически. Это очень просто.

То, что касается тебя – это внутреннее, то, что касается других – это внешнее. Ты знаешь свою жизнь, что нужно тебе, ты практикуешь это внутри. Ты знаешь, что значит твоя жизнь для других – это внешнее и это твоя внешняя работа. Как-то так.

Какой главный урок Вы бы хотели дать своим ученикам? Чему научить их? 

– Они знают, что должны практиковать то, чему я их научил. Они стараются. Продолжать  практиковать, не останавливаться. Стараться практиковать. Если вы продолжаете практиковать, ваше сознание поднимет вас на более высокий уровень.

_____

Безграничная благодарность за перевод текста выражается Алёне Бурачковой.

(в публикации, с разрешения героя интервью, использованы фото с его страницы в Facebook (соцсеть, признанная в РФ экстремистской); само интервью переведено с разрешения его автора — Marco Pino)

Нравится? Поделись с другими