- Переводы

«Желаемая дисциплина»: Гвендолин Хант о том, как практика аштанги делает нас режиссёрами своей жизни

(Расшифровка записи исследования по аштанга-йоге Ильпо Капонена)

Гвендолин Хант (1930 — 2004 гг.)

«Гвендолин была человеком, вдохновлявшим всё сообщество практикующих аштанга-йогу. Этот сертифицированный преподаватель аштанги из Новой Зеландии была живым примером силы этой практики. В первый раз я встретил её в 1996 году. Её истории про гуруджи очень заинтересовали меня, так как у меня не было личного опыта взаимоотношений «гуру-ученик» с Паттабхи Джойсом. Так же она являлась очень важной частью наших изучений полной виньясы и была частью фильма, которым я руководил, про промежуточную серию (нади-шодхана) и продвинутую серию (стхира-бхага). Этот проект был бы невозможен без неё. Гуруджи дал благословение на видеозапись практики полной виньясы и Гвендолин принимала участие в съёмках и демонстрировала многие сложные положения. У меня огромный объём видео, много интервью, записаны правки, демонстрации йоги, конференций и прочее. Мой английский был намного хуже, чем сейчас, поэтому эти интервью, скорее, являлись для меня средством, чтобы точно уловить всё сказанное. Я знал, что эти видеозаписи будут интересны спустя годы, но я и подумать не мог, что мои интервью будут опубликованы на YouTube, в Instagram или на Facebook, потому что они были сделаны задолго до существования социальных сетей. И в моём случае это к лучшему, потому что я настолько ленивый человек, что я бы лучше поискал всё в интернете, вместо того, чтобы отправиться в путешествие и лично задать все свои вопросы учителю. Мне так хотелось учиться, что это перешло в своего рода хобби и я мог бы жить и преподавать йогу, но остался в своей предыдущей профессии (кино и видеограф).

Я публикую это видео в том виде, в котором записал его. Я его не редактировал, это не для развлечения.

Запись сделана на балконе Гвендолин. Южная Индия, Керала, пляж Ковалам. 31.01.1999 г.».

_________

—  Они спрашивают, почему я делаю это, и далее мы уточняем, почему все это делают?

— Да, расскажите про йогу. Почему вы практикуете йогу?

— Ок, скажите мне, когда начать.

— Вы можете уже начинать.

— Так, почему я практикую йогу? Моё понимание сейчас не такое, как когда я начинала. Практика даёт мне дисциплину, обязательство, чувство благополучия. Чувство благополучия с физической точки зрения, но не только с физической: с ментальной и эмоциональной, – и это и есть те самые преимущества для меня. Эти преимущества позволяют мне не думать, как сделать мою жизнь более эффективной по сравнению с тем, что было раньше, всё, что мне нужно делать – это практиковать и, практикуя, эти качества естественным образом раскрываются. Когда Паттабхи Джойс говорил: «Практикуй и всё придёт», то сначала для меня это были просто слова, но сейчас смысл этих слов стал намного более значительным, и это одновременно объединение и отрицание системы, моей практики и меня самой. По моим личным наблюдениям, это очень простой порядок действия: просто делай практику и ты совершенно точно увидишь, как жизнь становится лучше. И какие бы мысли у меня ни были на счёт улучшений, они происходят автоматически, и это именно те бенефиты, которые я получаю от практики. 

Почему студенты это делают? Я думаю, по той же причине, что была и у меня. Прежде всего, это физическая практика: сначала присутствует ощущение изменений в теле с физической точки зрения. Не то, чтобы вам нужно много думать о том, чтобы изменить физическое тело, но наши тела устроены таким образом, что в них есть поддержка, чем являются скелет и мышцы – это типа как натяжные ролики. Принимая во внимание наш образ жизни, мы все имеем эти штуки, эти натяжные «ролики», которые зажимаются в различных областях, из-за чего естественный поток энергии по телу не имеет прямой чёткой линии, то есть не распространяется по всему телу, а вытяжение и прочее должны оказать необходимое влияние, поставить на место эту поддержку или скелет, который вышел из формы.

Например, у многих проблема с прогибами – это означает, что энергия застревает в блокированных участках тела. Поэтому люди начинают меняться физически. И со временем, когда практика углубляется с физической точки зрения, вы становитесь более стабильны в эмоциональном и ментальном плане. Вы начинаете немного больше замечать как работает мозг, замечать, когда он проговаривает что-то в один момент и потом через секунду меняет своё мнение. Так что вы более не являетесь предметом колебаний ума.  Вы начинаете чувствовать, студенты начинают чувствовать, что у них есть контроль. 

Это немного похоже на фильм, прежде всего с исполнителями ролей, актёрами и актрисами, но потом, как только мы проиграли эти многочисленные роли, которые мы проигрываем в голове, мы становимся режиссёром, так что режиссёр остаётся в стороне и ему видно всё, что происходит. Там намного комфортнее, чем быть вовлечённым в роль. Таким образом, когда у вас есть общий обзор, вы начинаете чувствовать господство как над разумом, так и над физическим телом, – и я думаю, это именно то чувство, которое студенты в конечном счёте ищут. Особенно в начале это более проявлено, и я думаю, когда вы практикуете год за годом, тогда вы чувствуете, что идёте глубже, глубже, чем вы когда-либо могли пойти. Я думаю, когда у вас есть чувство ответственности, вы получаете цель в жизни. Когда у вас есть дисциплина, но не самодурство типа: «Я должен это сделать любой ценой», то это становится желанной дисциплиной, потому что вы чувствуете себя хорошо, просто потому что это начинает быть внутри вас, вы ощущаете себя намного лучше с практикой. Поэтому я думаю, что это такое же путешествие, как у меня: практика становится глубже и глубже с годами, и вы просто видите волшебство всей этой системы.

Без использования мыслительного процесса, который говорит вам одно или другое, вы идёте дальше, вы уходите глубже в сознание, и сознание превращается в осознанность, где спокойно, тогда как сейчас наш разум похож на поверхность океана, который поднимается и опускается, иногда подходят высокие волны и падают с такой силой, что наше эмоциональное состояние скачет, но когда мы начинаем использовать дыхание и движение с дыханием, то тогда осознанность или разум становятся более спокойными и вы можете, не особо напрягаясь, стать как бы центром самого себя.

Это как будто вы в центре вашего собственного пути и вам не нужно пытаться куда-то подняться, таким образом это приводит вас к чувству полноты. Я не уверена, конечно, что это именно то, что чувствуют другие студенты, но, кажется, что это путешествие с похожим опытом. Не знаю, это ли вы хотели услышать.

 Расскажите про Паттабхи Джойса.

—  Паттабхи Джойс – замечательный, милосердный человек. Когда я только приехала к нему впервые, он не произвёл на меня такое впечатление… я не могла понять его до конца, хотя и знала, что он великолепный человек. Но, когда ты приезжаешь к нему год за годом, то начинаешь чувствовать его мудрость, и этот мудрый человек, как отец для всех своих «аштанга-детей», всех людей, которые приезжали к нему, — все были тронуты тем, как он обучал. У меня создавалось ощущение, что он помогал перенести обратно систему аштанга-йоги в нашу современную цивилизацию из очень и очень далёкого прошлого. Он сохранил традицию и не был замечен в том, чтобы сильно от неё отступал. И что замечательно в этой традиции, по моему мнению, так это то, что он говорил, что это просто дыхание. И именно такие маленькие его высказывания заставляли тебя верить, что в нём действительно присутствует мудрость, что он знает эту систему. Он практикует её уже 60 лет или даже больше (как учитель, я имею в виду), так что у него присутствует огромный опыт и это видно в таких простых вещах, которые он говорит, в его таких простых высказываниях, в его юморе, который он привносит в практику, совсем как любящий отец. 

Сначала вы не чувствуете эту любовь, но по мере того, как вы начинаете приезжать к нему чаще и больше с ним практиковать, система так трансформируется, что потом каким-то образом он становится как будто бы великим мастером, не тем, кто хотел бы думать, что он великий мастер, то есть он даже не дает ни единого намека на то, что он великий гуру. В любом случае, он очень скромный, поэтому, следуя его примеру, я бы хотела быть похожей на него, пока я нахожусь в этой традиции.

Я всего лишь рассказываю здесь свой личный опыт с ним.

Когда я первый раз к нему приехала, он даже не удосужился спросить моё имя и запомнить его, он называл меня любым именем, кроме Гвендолин. Потребовались годы, чтобы он запомнил, что меня зовут Гвендолин, и такое ощущение, что когда он, наконец, запомнил, он не упускал ни единой возможности сказать: «Гвендолин! Гвендолин! Ты делай, ты делай!». И его любимое: «Я не видел, как ты делаешь». И самое смешное и удивительное, что когда он говорит: «Ты делай», ты как-то реально делаешь, даже если думаешь, что ты не можешь это сделать. Поэтому это просто что-то очень влиятельное, когда он говорит, точнее, он не говорит: «Попробуй сделать это», он внезапно появляется и говорит: «Ты делай», и этот авторитет даёт много уверенности в себе и даёт ту самую силу сделать что-то. Так что эти качества очень ценные, так как они передают его энергию и эту энергию нельзя назвать агрессивной, какой она может на первый взгляд показаться, потому что он вообще-то рычит на вас из другого конца зала, типа: «Что ты делаешь?!», но в то же время сопереживание там тоже присутствует, пусть даже он и звучит грубо. Он источает это сопереживание одновременно со своим влиянием. И вы вбираете в себя его энергию. И это не только правки или что-то подобное, а именно эта поразительная энергия, которую он передаёт. Я занималась с ним в Майсоре, точнее, я начала приезжать к Паттабхи Джойсу в Майсор и была там несколько лет подряд (я имею в виду несколько раз по три месяца). Потом я практиковала с ним за пределами Майсора, принимая это за счастье, потому что там было совсем по-другому. Он преподаёт за пределами Майсора, поэтому я могла реально прочувствовать, как он учил людей, получить опыт, замечательнейший опыт, и я всем рекомендую, если есть шанс испытать дух Майсора так же, как и увидеть преподавание большой толпы за пределами Майсора. Больше важного ничего не приходит на ум, кроме того, что я только что сказала.

—  Но что по поводу людей, которые плохо отзываются об аштанга-йоге? Что вы думаете об этом?

—  В смысле из тех, кто уже занимается? Можете уточнить вопрос? Те студенты, которые занимаются у нас, или студенты, которые приходят к Паттабхи Джойсу на классы?

—  Нет, нет. Просто люди, которые плохо отзываются об аштанге, может, и не обязательно практикующие именно аштангу…

—  Люди, которые интересуются и хотят узнать немного больше про это?

—  В Финляндии много людей, которые негативно отзываются об аштанге и говорят что-то типа: «О, нет-нет, не надо это практиковать!».

—  А, да-да, действительно, есть такие люди, которых я нахожу очень интересными, они делают выводы, даже не попробовав. Они говорят, что это вредно или это то, что вам не следует практиковать, что это плохо для вашего физического тела. И так говорят даже те люди, которые не пробовали практиковать аштангу. Я не думаю, что эти люди в том положении, чтобы делать такие суждения. Они всегда очень боятся того, что они называют «травма» и здесь вы можете смотреть на травмы с разных сторон. Паттабхи Джойс сказал, что это как раскрытие, и предложил немного другой подход к слову «травма». Слово «травма» сразу связывают с чем-то плохим, с тем, что вы не должны травмироваться. Но по факту, травмы, которые случались со мной, были моими лучшими учителями. Поэтому те, кто боятся травм, могут получить их, если прийдут на класс к Паттабхи Джойсу, и тогда у них есть выбор, остаться с Паттабхи Джойсом и работать над этим раскрытием. Он может сохранить им это раскрытие или, если у них присутствует очень большой страх, они убегут и потом скажут, что «это очень плохо для меня» или что-то типа «у меня был прострел в груди». А он скажет: «Отлично, отлично, хорошее раскрытие». Поэтому, знаете, если человеку есть, что раскрывать, и есть много сомнений на этот счёт, то если вы остаётесь с Паттабхи Джойсом и позволяете ему помочь провести вас через то, что люди называют «травмы», то тогда вы сделаете действительно великое открытие. И это открытие похоже на открытие человеческой двери, которая освобождает вас из заточения. Из заточения, в котором держит вас боязнь боли, боязнь того, что это плохо. Боль – это язык тела, говорящий вам что-то, и если у вас по каким-то причинам есть эта боль или травма, то это означает, что в теле есть область, на которую нужно обратить внимание, которая нуждается в раскрытии для того, чтобы вы стали более сбалансированным человеком физически, эмоционально, ментально, и вы проходите через это. Боль не длится вечно, как бы сказать, хорошая новость в том, что, когда вы получаете травму, которая причиняет вам боль, и когда вы её проживаете, вы учитесь с ней справляться. Потому что вы не идёте туда форсированно, по факту вы доходите до границы этой боли, которая всё ещё ментально приемлема. Это не про то, что вы продолжаете это делать со страхом, что потом приносит ещё большую боль, но вы начинаете дышать, вы как бы поднимаетесь над ней, потом замедляетесь и начинаете снова двигаться, и со временем эта травма исчезнет, боль исчезнет. Травма сама себя исцелит, но это необходимо делать осознанно, и аштанга-йога как раз про это. Вы не идёте туда, потому что там травма, вы не идёте туда с упорством и с чувством: «Отлично, мне надо проработать, пройти через эту боль, мне нужно больше боли! Чем больше боли, тем больше выгоды». Нет. Это про: «О, эта боль говорит мне о чём-то, и я начинаю прислушиваться к тому, что у меня недавно было, и какой это был замечательный опыт». И сейчас эти тугие мышцы задней поверхности бедра, которые сами воспалились или что-то ещё заставило их воспалиться  — это нормально, — необходимо просто дать себе немного времени, потому что я практикую осознанно, и я могу это осознать только тогда, когда испытываю боль, с которой можно работать. Я не могла бы этому научиться, прочитав книгу. Так что, я думаю, это та причина, по которой многие люди считают, что это плохо, и даже индийцы скажут: «Ох, эта аштанга-йога! Надо практиковать раджа-йогу, не аштангу, не физическую йогу», но такое мнение из-за недостатка понимания, о чём это всё.

—  Я получил факс из Финляндии, одна девушка спрашивает, что делать, когда на практику не хватает энергии? То есть как практиковать, если для неё это очень тяжело?

—  Ну, что касается меня, то в первое время практиковала различные направления йоги, и я то приходила, то не приходила, то есть практика не была регулярной, но я продолжала заниматься не на ежедневной основе, и совершенно точно не хотела делать что-то сложное. В общем, я таким образом практиковала и поэтому у меня уже был какой-то опыт. Ну, и йога каким-то образом была во мне, но, опять же, это ментальные игры: есть энергия или нет её — это окей. Бывают времена, когда у меня нет энергии. И тогда необходимо немного отдохнуть и потом снова вернуться в практику, когда тело отдохнуло. Но, опять же, это игра нашего разума, и сейчас, когда я уже прошла через эти вещи: «О, это правильно или правильно ли я делаю?» Вопросы… у меня были постоянные вопросы в голове! «Правильно ли я делаю?». И сейчас я просто знаю, что я правильно делаю, потому что у меня есть опыт практики в дни, когда я была уставшая и всё равно делала. Я всегда была максималисткой, поэтому, когда я что-то делаю, я полностью в это погружаюсь. Но аштанга была настолько длинной для меня, что я очень сильно утомлялась, и я спросила тогда себя: «Как я могу продолжать практиковать? Это забирает всю мою энергию!». А доктор тогда ответил, что мне надо отдохнуть, но я знала, что отдых – это не совсем правильно, поэтому я адаптировала практику и продолжала по чуть-чуть практиковать. Я сделала практику не сильно простой, но такой, которую я смогу продолжать делать. И это было величайшее открытие, которое я когда-либо делала, потому что я знала, что я по-прежнему могу практиковать, что мне не нужно было делать в точности то, что все говорили. Я всего лишь сделала несколько корректировок, чтобы сохранить практику. Это было обучение как узнать себя, как научиться себя слушать, так что у меня была возможность пройти через длительный период времени, когда моя энергия была на нуле, и я проходила через это, но немного с другой практикой, я не пробивалась через это, несмотря ни на что, «я же аштангист!» Когда вы только начинаете практиковать, в вас присутствует это чувство долга, что «я должен делать всё всегда, я даю клятву». Я выяснила, что вам не обязательно делать всё, и вместе с этим иметь те же самые преимущества, когда вы просто можете питать тело до тех пор, пока оно не получит необходимую энергию. Так что именно это я и говорю всем: «Ок, ваша энергия на нуле, продолжайте практиковать, найдите способ делать это таким образом, чтобы ваша энергия не иссякла полностью. В самом деле, по опыту, если вы дышите, если вы следите за дыханием в такие моменты, то дыхание придаст вам энергию. И, возможно, у меня не было похожего личного опыта, я тогда просто сильно беспокоилась, потому что не думала, что в принципе смогу практиковать аштанга-йогу снова. Так что всё это сложно.

—  Окей, спасибо.

— Да, я надеюсь меня правильно поймут. В любом случае, всё в порядке.

За перевод благодарность Екатерине Ильиных. 

Нравится? Поделись с другими