- Переводы

«Йога не моя». Перевод интервью с Паттабхи Джойсом (1994г.)

От автора (Сандра Андерсон):

Счастливое лицо, свет в глазах, здоровое тело — вот признаки йогина, согласно Хатха Йога Прадипике, классическому санскритскому тексту по хатха-йоге.

Такое описание подходит К. Паттабхи Джойсу, у которого в возрасте 78 лет прямой̆ позвоночник и гладкое лицо более молодого человека. Он легко смеётся, сияя, когда нас знакомят в душной̆ нью-йоркской̆ студии, и спрашивает, буду ли я заниматься с ним йогой̆.

Согласно Прадипике, хатха-йога преподаётся для достижения раджа-йоги, также известной как аштанга-йога, полный восьмичастный путь к самореализации, но лишь немногие подчёркивают важность совершенства асаны и дыхания как средства достижения высших ступеней, как это делает Джойс.

К. Паттабхи Джойс родился в 1915 году на юге Индии. Он был ещё маленьким мальчиком, когда встретил своего Гуру Кришнамачарью, который также был учителем Б. К. Айенгара. Шри К. Паттабхи Джойс преподаёт йогу с 1937 года, и студенты со всего мира приезжают к нему домой в Майсор, Индию, учиться йоге. Он бывал в Соединенных Штатах несколько раз и, хотя это его первый визит в Нью-Йорк, похоже, что большинство студентов на утреннем занятии знают последовательность, которую он преподаёт.

Жарко. Окна закрыты, и без того влажный воздух густой от затруднённого дыхания, 35 вспотевших тел. Студенты стонут и вздыхают. Кажется, что некоторым из них последовательность даётся без усилий, но всё равно их тела блестят от пота. Джойс подбадривает везде – рука здесь, нога там, шутка там, где это более всего необходимо. Он проговаривает последовательность асан сильным низким голосом, используя их санскритские названия.

Здесь нет лени: только решительная тяжёлая работа и грация, рождённая силой и гибкостью, когда ученики переходят от одной позы к другой, останавливаясь только для того, чтобы удерживать их и соединять в последовательность, выгибая позвоночник, как в приветствии Солнцу, и согласуя всё это с дыханием.

«Чатвари — выдох (чатуранга дандасана), панча — вдох (урдхва мукха шванасана)». К. Паттабхи Джойс устанавливает дисциплину, но смягчает её мягким юмором и любовью, подшучивая над студентами, и физически помогает выполнять асаны, глубины вхождения в которые ученики даже не подозревали.

И если уговоров, энергии в комнате и давления сверстников недостаточно, есть жар. Несмотря на циновки, на переполненном паркетном полу почти не останется сухого места в конце этого тщательного двухчасового занятия.

Последовательность поз, непрерывно следующая вместе с дыханием, предназначена для разжигания очистительного огня, для очищения нервной системы и системы кровообращения. И всё это через дисциплину и обыкновенный пот. «Практика, практика, практика», — позже говорит Шри К. Паттабхи Джойс, обращаясь к небольшой группе студентов, собравшихся на чердаке в Сохо. Он подробно рассказал о своём методе, подчеркнув, что не добавил ничего нового к оригинальным учениям своего учителя и Йога-сутре.

Сандра Андерсон: Где вы учились йоге?

К. Паттабхи Джойс: У моего Гуру Кришнамачарьи. Начал учиться у него в 1927 году, когда мне было 12 лет. Сначала он научил меня асанам и пранаяме. Позже я изучал санскрит и философию адвайты в Санскритском колледже в Майсоре и с 1937 года преподавал там йогу. Позднее стал профессором и преподавал санскрит и философию в колледже в течение 36 лет. Первый раз я начал обучать йоге в Америке в Энсинитас, Калифорния, в 1975 году. Теперь я объезжаю всю Америку. Я научу любого, кто захочет, идеальному методу йоги — аштанга-йоге — так же, как учил меня мой гуру.

С.А. Вы обучаете санскриту своих западных студентов?

К.П.Д. Нет, только асанам и пранаяме. Вам нужен санскрит, чтобы понять метод йоги, но многие люди, даже если они хотели бы выучить санскрит, говорят, что у них нет времени. Очень важно понимать философию йоги: без философии практика не хороша, а практика йоги является отправной точкой для философии йоги. На самом деле, лучше всего совмещать и то, и другое.

Вы очищаете нади, сидя в правильной позе и практикуя каждый день, вдыхая и выдыхая, пока, наконец, через долгое время всё ваше тело не станет сильным, а ваша нервная система полностью не излечится.

С.А. Какой метод вы используете для обучения асанам и пранаяме?

К.П.Д. Я преподаю только аштанга-йогу, оригинальный метод, данный в Йога-сутрах Патанджали. Аштанга означает «восьмичастная» йога: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. В Йога-сутрах говорится:

«Tasminsati śvāsapraśvāsayorgativicchedaḥ prāṇāyāmaḥ». (II.49)

«Когда она (асана) есть, происходит пранаяма — прекращение движения вдоха и выдоха». Сначала вы совершенствуете асану, а затем практикуете пранаяму: вы контролируете вдох и выдох, вы регулируете дыхание, вы задерживаете и сдерживаете дыхание. После того, как асана освоена, возможно совершенствовать пранаяму. Это метод йоги.

С.А.Что такое идеальная асана и как ее совершенствовать?

К.П.Д. «Sthirasukhamāsanam» (ЙС II.46).

«Асана — устойчивое и удобное (сидение, положение) …».

Совершенная асана (сидение) означает, что вы можете без проблем сидеть три часа в устойчивости и быть счастливым. После того, как выпрямите ноги, выходя из асаны, тело всё ещё будет счастливым. В методе, которому я обучаю, есть много асан, и они воздействуют на кровообращение, дыхательную систему и фокусировку глаз (для развития концентрации). В этом методе вы должны быть полностью гибкими и держать три части тела — голову, шею и туловище прямо. Если спинной̆ мозг сгибается, происходит нарушение в дыхательной системе. Если вы хотите практиковать правильную систему дыхания, у вас должен быть прямой позвоночник. Из муладхары [чакры у основания позвоночника] берут начало 72 000 нади [каналов, по которым прана проходит в тонком теле]. Отсюда растёт нервная система. Все эти нади загрязнённые и нуждаются в очистке. С помощью метода йоги вы каждый день используете асаны и дыхательную систему для очищения нади. Вы очищаете нади, сидя в правильной позе и практикуя каждый день, вдыхая и выдыхая, пока, наконец, через долгое время всё ваше тело не станет сильным, а ваша нервная система полностью не излечится. Когда нервная система в совершенстве, то и тело сильное. Когда все нади чистые, прана [тонкая энергия] входит в центральную нади, называемую сушумной. Чтобы это произошло, вы должны полностью контролировать анус. Вы должны тщательно практиковать бандхи [энергетические замки]: мулабандху, уддияна бандху и другие во время практики асан и пранаямы. Если вы будете практиковать метод, которому я учу, бандхи придут автоматически.

Это оригинальное учение, метод аштанга-йоги. Больше я ничего не добавил. Эти современные учения, я их не знаю … Я старик!

С.А. Этот метод требует довольно сильных физических нагрузок. Как научить человека, находящегося в плохой физической форме?

К.П.Д. С плохой формой невозможно работать. В текстах йоги говорится, что практика йоги делает вас стройными, но сильными, как слон. У тебя йогическое лицо. Йогическое лицо — это всегда улыбающееся лицо. Это означает, что вы слышите нада, внутренний звук, и ваши глаза ясны. Тогда вы ясно видите и управляете бинду [жизненной энергией]. Внутренний огонь раскрывается, и тело свободно от болезней. Есть три типа болезней: болезни тела, болезни разума и болезни нервной системы.

Когда ум болен, болеет всё тело. Писания о йоге говорят:

«Manayeva manuṣāṇāṁ karaṇaṁ bandha mokṣayoḥ»,

«Ум является причиной как рабства, так и освобождения».

Если ум болен и грустит, болеет всё тело, и всё кончено. Итак, сначала вы должны дать уму лекарство. Медицина разума — это есть йога.

С.А. Что именно могло бы быть медициной разума?

К.П.Д. Практика йоги и правильная система дыхания. Практика, практика, практика. Вот и всё. Практикуйте, чтобы нервная система была в совершенстве и кровообращение было хорошим, это очень важно. При хорошем кровообращении у вас не будет проблем с сердцем. Также очень важно контролировать бинду, а не тратить зря бинду. Человек жив, сдерживая бинду; когда бинду полностью исчезнет, он мёртв. Так говорят писания. Ежедневно практикуя, кровь очищается, и ум постепенно приходит под ваш контроль. Это метод йоги.

«Yogaścittavṛttinirodhaḥ». (ЙС I.2)

Это означает, что йога — это контроль над модификациями сознания. В основном мы говорили о практике йоги, такой как асана и пранаяма.

С.А. Насколько важны первые две части аштанга-йоги: ямы и ниямы?

К.П.Д. Они очень сложные. Если у вас слабый ум и слабое тело, у вас слабые принципы. У ям пять частей: ахимса [непричинение вреда], сатья [правдивость], астея [отказ от воровства], брахмачарья [праведность] и апариграха [нестяжательство]. Ахимса невозможна; также сказать правду очень сложно. В священных писаниях сказано, что нужно говорить сладкую правду и не говорить правду, которая ранит. Но не лги, как бы мило это ни звучало. Очень сложно. Вы говорите только сладкую правду, потому что тот, кто говорит неприятную правду, мёртв. Итак, слабый ум означает слабое тело. Вот почему вы закладываете хорошую основу с помощью асан и пранаямы, чтобы ваше тело, ум и нервная система работали; затем вы работаете над ахимсой, сатьей и другими ямами и ниямами.

С.А. А как насчёт других частей аштанга-йоги? Вы обучаете методу медитации?

К.П.Д. Медитация — это дхьяна, седьмой шаг в системе аштанга-йоги. После того, как один шаг станет идеальным, вы переходите к следующему. Для дхьяны вы должны сидеть с прямой спиной и сосредоточиться на переносице. Если вы этого не сделаете, вы не в центре. Если глаза открываются и закрываются, ум тоже. Йога — это практика на 95 процентов. Только 5 процентов — это теория. Без практики это не сработает; нет никакой пользы. Итак, вы должны практиковать, следуя правильному методу, выполняя шаги один за другим. Тогда это возможно.

Йога возможна для всех, кто действительно этого хочет. Йога универсальна. Йога не моя.

С. А. Термин виньяса используется для описания того, чему вы учите. Что это значит?

К.П.Д. Виньяса означает «дыхательная система». Без виньясы не выполняйте асаны. Когда виньяса совершенна, ум находится под контролем. Главное в йоге — контролировать сознание. Это метод, описанный Патанджали. Священные писания говорят, что прана и апана уравновешиваются, если соотношение вдоха и выдоха остаётся равным, и если ум следует за дыханием через ноздри. Если вы практикуете таким образом, постепенно ум приходит под контроль.

С.А. Вы также обучаете пранаяме в сидячих позах?

К.П.Д. Да. Когда падмасана [поза лотоса] идеальна, тогда вы управляете своим анусом с помощью мулабандхи, а также используете блокировку подбородка, джаландхарабандху. Существует много видов пранаямы, но самый важный из них — кевала-кумбхака, когда колебания дыхания — вдох и выдох — контролируются и автоматически прекращаются.

Для этого вы должны практиковать [под чутким руководством опытного учителя]. Практика, практика, практика. Когда вы практикуете, вам приходят в голову новые способы мышления, новые мысли. Лекции звучат хорошо; вы читаете хорошую лекцию, и все говорят, что вы так хороши, но лекции на 99,5 процента непрактичны. Вы должны много лет практиковать асаны и пранаяму. В священных писаниях говорится: «Продолжительная практика с уважением и непрерывностью приносит совершенство». Один год, два года, десять лет … всю свою жизнь вы практикуете. После того, как асана и пранаяма совершенны, следует пратьяхара, контроль чувств [пятая часть аштанга-йоги]. Первые четыре части — это внешние упражнения: яма, нияма, асана, пранаяма. Последние четыре являются внутренними, и они автоматически следуют после освоения первых четырех.

Пратьяхара означает, что куда бы вы ни посмотрели, вы видите Бога.

Хороший контроль над разумом даёт эту способность, так что, когда вы смотрите, всё, что вы видите, является Атманом (Богом внутри). Тогда для вас мир окрашен Богом. Что бы вы ни видели, вы отождествляете это со своим Атманом. Священные писания говорят, что ум настоящего йогина настолько поглощён лотосными стопами Господа, что ничто не отвлекает его, что бы ни происходило во внешнем мире.

С.А. Что вы можете сказать на прощание тем, кто хочет заниматься йогой?

К.П.Д. Йога возможна для всех, кто действительно этого хочет. Йога универсальна. Йога не моя. Но не подходите к йоге с бизнес-умом, стремящимся к получению выгоды. Если вы хотите быть рядом с Богом, поверните свой ум к Богу и практикуйте йогу. Как говорится в священных писаниях: «Как знание может дать вам мокшу [освобождение] без практики йоги?»

Перевод Алёны Наассан

Текст предоставлен Натальей Сениной

Нравится? Поделись с другими