Последовательность первой серии сложна в освоении. Мы буквально тащим себя по склонам практики, боремся с бесконечной чередой ложных вершин. Каждый раз, когда мы думаем, что приблизились к пику, на горизонте появляется другой, более высокий. Если мы продолжаем трудиться на этом пути, то постепенно начинаем понимать, что пики никогда не закончатся. Всегда есть другой уровень, возможность сделать последовательность более элегантно, с большей энергией или с большим вниманием и осознанностью.
Мы никогда не завершим первую серию, но мы продолжим «открывать» её для себя заново и открывать себя в процессе её изучения. Возможно, это самая важная вещь, которую мы должны держать в уме, когда задаём себе навязчивый вопрос (с которым каждый аштангист столкнётся в какой-то момент) — готов ли я ко второй серии?
Нет простого ответа или понятного измерения, которые помогут решить это вопрос однозначно. В аштанга комьюнити есть стандарты свободного владения асанами и они имеют смысл в определённом контексте, но всё же они слишком жёсткие для широкой аудитории. Эти стандарты работают на небольшую группу людей, чья практика идеальна, но они не позволяют другим людям, созревшим для следующего шага, раскрыть весь потенциал практики аштанга-йоги.
Некоторые тела никогда не сложатся в сложные асаны первой серии, но это ничего не говорит об устойчивости и гибкости ума, о готовности продвигаться дальше в практике.
Всё же есть серьёзная причина, по которой первая серия идёт первой в учебном плане аштанга-йоги. Как с физической, так и с психологической точки зрения первая серия создаёт основу, на которой строятся следующие последовательности. И если фундамент неустойчив, то всё здание будет шатким и будет находиться под постоянной угрозой разрушения.
Чтобы оценить свою готовность перехода ко второй серии, вы должны понять несколько вещей о психодинамике практики. Первая серия создана специально для укрепления апаны, нисходящей и растворяющей силы, которая удаляет лишнее из нашего тела и из нашего ума.
Апана — это сила, позволяющая нам отпускать мысли, эмоции и воспоминания, которые больше не служат нам, чтобы мы могли двигаться дальше в своей жизни и продолжать развиваться. Все скрутки, складки и захваты, характерные для первой серии, служат для усиления апанической силы, которая помогает создать большую концентрацию, стабильность и устойчивость ума.
Вторая серия, в свою очередь, предназначена для того, чтобы разворошить осадок прошлого опыта, чтобы вырвать фрагменты необработанных мыслей, чувств и воспоминаний из внутренних углублений тела и выпустить их в открытое пространство сознания.
Если апаническая сила достаточно мощная, то весь процесс будет восприниматься как своего рода психологическое освобождение.
Творческая энергия, заключённая внутри умственных процессов, будет обратно поглощена тонким телом, и оно начнёт светиться и переливаться сильным творческим зарядом.
В йогической психологии этот момент поглощения называется хатха-пака, это один из наиболее важных процессов освобождения ума, полного условностей. Но этот процесс не станет возможным, если апатическая сила будет недостаточно развита.
Аштанга-йога ускоряет развитие апатической силы. Если эта сила неразвита, а сознание подвергается воздействию скрытых и неосознанных воспоминаний, то результат может быть весьма травмирующим. Неспособный оставаться отстранённым ум запутается в этих воспоминаниях и в драматических историях, он будет находиться во встревоженном состоянии.
Внезапное освобождение необработанных воспоминаний не стоит воспринимать легкомысленно. Однако, относиться к ним беспристрастно как раз и есть метод хатха-паки. На практике этот метод требует сильной апанической силы. Цель первой серии наполнить тело этой силой.
Эта сила может присутствовать в теле и без освоения сложных асан первой серии. Таким образом, поверхностно и неправильно оценивать готовность перехода ко второй серии на основе технически верного выполнения асан первой серии.
Наличие сильной апанической силы, способной противостоять внезапным всплескам скрытой памяти, является подходящей мерой готовности ко второй серии. Но этой силы недостаточно.
Многие люди осознаны и до того, как они начали практиковать аштанга-йогу. Возможно, они приобрели осознанность другими практиками или они такие от природы. И всё же для них было бы неверно начинать практиковать вторую серию сразу, потому что асаны второй серии могут представлять серьёзные физические трудности и если человек не развил глубокую физическую целостность, которая возникает как результат продолжительной практики первой серии, то эксперименты со второй серией могут привести к серьёзной травме. Именно поэтому наличие сильных апанических сил не может быть достаточным условием готовности практиковать вторую серию. Нужно иметь прочную основу хорошей практики асан первой серии, и нет лучшего способа получить эту основу, чем практиковать.
Тем не менее, во второй серии есть много асан, которые могут быть чрезвычайно полезны даже для неопытного практика, если их адаптировать под его уникальное тело и обстоятельства. Ни одно правило относительно уровня владения асан не должно препятствовать практикующим получить терапевтический эффект от асан. Таким образом, готовность практиковать адаптированные асаны второй серии не может быть измерена соотношением апанических сил или силой фундаментальной практики.
У большинства серьезных практиков аштанги есть преобладающая психодинамическая причина, по которой они начинают экспериментировать с какой-либо адаптированной версией второй серии через два или три года независимо от того, какого уровня практики первой серии они достигли. И причина в балансе. Первая серия с её ярко выраженным акцентом на апанические формы не является сбалансированной практикой асан. Скорее, первая серия — это осмысленный, фундаментальный элемент развития баланса. Когда последовательность первой серии была выполнена достаточное количество раз, она может собрать и консолидировать наши психические силы, повысить нашу сосредоточенность, стабильность и умственную устойчивость. Но если зайти слишком далеко или практиковать её слишком долго, это может также способствовать замкнутости, умственной жёсткости и даже догматизму.
И первая серия в этом плане неуникальна. Любая сильная апаническая практика, если её переделать, сделать слишком много, может стимулировать сигнал апанических расстройств. Это наиболее очевидно у людей, которые становятся всё более замкнутыми, отстранёнными и зацикленными на своих собственных представлениях и идеях. В крайнем случае, апанический дисбаланс может проявиться как экстремизм, что является одним из наиболее серьёзных препятствий для йоги. Поэтому даже если у вас мало амбиций в накоплении большого количества асан и вы чувствуете себя перегруженными вызовами первой серии, вам следует рассмотреть возможность адаптации последовательности второй серии, просто чтобы внести больше открытости и восприимчивости в этот микс. Другими словами, следует подумать о том, чтобы сбалансировать апаническую практику первой серии асанами второй серии, которая усиливает поток праны, восходящий поток, лежащий в основе нашего воображения, вдохновения, творчества и способности видеть вещи с разных точек зрения.
Для практикующих аштанга-йогу это будет означать добавление некоторых разумно адаптированных версий пранических асан, которые появляются в начале второй серии. Эти асаны обычно включают в себя большее раскрытие, протягивание и расширение через бёдра и позвоночник, что является полной противоположностью сгибающим и закрывающим движениям первой серии. Они поощряют сознание двигаться вверх и наружу, стимулируя более длинные и глубокие потоки ощущений через тело. При разумном сочетании с последовательностью первой серии эти асаны могут постепенно привести практику в устойчивое равновесие.
Однако, первая серия является важной основополагающей практикой для тех, у кого есть необходимость царствовать в своих психических потоках и заземлять себя в своих телах, одновременно готовя себя физически и умственно к той глубокой и напряжённой практике асан, которую представляет вторая серия.
На самом деле, у некоторых новых практикующих аштанга-йоги могут быть психодинамические причины для включения некоторых разумно адаптированных и доступных версий пранических асан, которые появляются в начале второй серии, с самого начала. Может возникнуть острая необходимость сломать толстые слои психического застоя, поднять настроение или отвлечь внимание, и, как мы уже поняли, может возникнуть необходимость противостоять более очевидным физиологическим проблемам, такими как хроническая боль или напряжение в плечах и бёдрах. Поэтому может иметь смысл вплетать позы второй серии в практику аштанги довольно рано по ряду причин.
В заключение скажу, что нет простого критерия, по которому мы можем определить нашу готовность перейти ко второй серии. Есть много веских причин для того, чтобы добавить асаны из второй серии в практику аштанги задолго до достижения общепринятых стандартов технического мастерства. Опытный и способный учитель аштанги может помочь вам принять разумное решение по этому поводу, но вы также должны помнить, что никто не может принять это решение за вас. Вы должны решить для себя, когда и что делать со своим телом и разумом. Конечно, было бы безрассудно игнорировать традиционные представления о таких вещах и нагло бросать вызов более опытным практикам вокруг вас. Но что ещё более важно – то, что было бы безрассудно отказаться от своей способности к суждению и отдать ответственность за важные решения о вашем психическом развитии кому-то ещё.
Чтобы идти по пути йоги, не отклоняясь безвозвратно с курса, вы должны развить свою силу проницательности, viveka-khyati, чтобы вы могли быть разумны в последовательностях действий и противодействий. В противном случае вы поддадитесь хитрости своего собственного ума, который никогда не устанет навязывать правила и конструировать ваш опыт, который с радостью помешает вам погрузиться в открытый дух экспериментов.
Чтобы погрузить себя в этот дух, который является истинным духом йоги, вы должны продолжать отказываться от своих идей и предубеждений, а также от идей и предубеждений других, и снова без страха и тщеславия заглядывать в светящийся центр вашего опыта, сохраняя при этом простую, безграничную уверенность в том, кто вы есть.
Поэтому, если вы провели некоторое время с первой серией и вам стало интересно, готовы ли вы идти дальше, отложите в сторону свои правила и предписания. Вместо того, чтобы навязывать себе внешний критерий, связанный с мастерством выполнения асан, подумайте, какое влияние вторая серия может оказать на ваш разум. Знайте, что вы не можете предсказать или контролировать это воздействие. И знайте, что, практикуя вторую серию, вы будете подвергать себя неизвестности и ощущать новые измерения своего тела и своей психики. Готовы ли вы противостоять демонам, которые ждут вас в тени? Готовы ли вы принять их с состраданием и принять их как своих собственных, не запутываясь в драматических историях, о которых они могут вам напомнить? Имея в виду эти вопросы, вы должны наконец спросить себя: «Готов ли я ко второй серии?».
Перевела Галина Кисанд.