- Переводы

«Он был настолько вдохновляющим, что я пошёл по его стопам».  Шарат Джойс о дедушке и практике

Отрывок из книги Шарата Джойса «Ageless: A Yogi’s Secrets to a Long and Healthy Life»

От болезни к здоровью

Когда я был ребёнком, я всегда болел. В мои ранние годы боль мучала меня.  У меня был тонзиллит, ревматические лихорадки, инфекции от лихорадок, грыжи… назовите что угодно – я болел этим. Я был настолько больным, что врачи запретили мне ездить на велосипеде, что, как вы можете себе представить, является весьма катастрофичным для ребёнка. Мои мечты о том, чтобы стать профессиональным игроком в крикет, были также разбиты, потому что моя болезнь не позволила мне подать документы в Национальный кадетский корпус. Я проводил месяцы в кровати, выздоравливая от болезни. Я был несчастным подростком, отчаянно желающим играть на улице с другими детьми. Но в этом был один положительный момент.

То, что я много времени проводил в кровати, означало, что я смотрел много фильмов. Особенно «Рамаяну». Рама, Арджуна, Ганеша, Бхима были супергероями нашего времени. Они были умными, сильными и благословлёнными сверхъестественными способностями. Но моим личным фаворитом был Хануман. Должно быть, я посмотрел «Сампурна Рамаяна» около двадцати раз, когда был ребёнком.

Мне очень нравилась духовность Ханумана, его сила и его преданность Раме. Хануман такой скромный, он даже не понимает, насколько необъятна его сила, пока медведь Джамбаван не рассказывает ему о его возможностях и не побуждает его лететь в Ланку на поиски Ситы.

Как любой болезненный ребенок, я хотел быть в точности как Хануман – сильным и духовным. Он был моим супергероем. Возможно, я был слишком мал, чтобы понять, что моя наибольшая сила была со мной, в моём доме – мой дед, Паттабхи Джойс.

Я родился 29 сентября 1971 года в Майсоре. В ранние годы моего детства моя мама, сестра и я жили с моим отцом в Джамшедпуре, штат Джаркханд. Мы часто навещали моих дедушку и бабушку по маме в Майсоре. В то время мой дед, Паттабхи Джойс, преподавал аштанга-йогу в традиции Т. Кришнамачарья индийским студентам и горстке иностранцев.

Отец Паттабхи Джойса, мой прадедушка, был астрологом, священником и землевладельцем, и в пять лет дед уже обучался санскриту и индуистским ритуалам, как и все мальчики-брахмины. В 1927 году мой дед вместе с В.К.С. Айеингаром и Индрой Деви, под покровительством тогдашнего короля Майсора, Кришнараджи Водеяар IV, также известного как царь-философ, начал учиться у Т. Кришнамачарья.

В 1948 году гуруджи основал Научно-исследовательский институт аштанга-йоги в Лакшмипураме с целью экспериментировать с целебными аспектами йоги, которой его обучал Кришнамачарья, взявший за свой основной источник известную «Йога Корунту» – древнюю рукопись по аштанга-йоге, приписываемую мудрецу Ваману. Никто не видел её копию и есть сомнения, что она существует, возможно, учение передавалось Т. Кришнамачарья по принципу из уст в уста. Но это без сомнения привело к созданию одной из самых мощных и красивых систем йоги, которая быстро распространилась по всему миру за последние несколько десятилетий.

Позже он бранил меня: «Люди приезжают со всех концов земли, чтобы практиковать здесь, а наши собственные дети теряют такую возможность…».

В 1975 году, когда мне было четыре, мы переехали обратно в Майсор, так как мой отец часто не был c нами из-за его работы, а у меня был сильный приступ тонзиллита, который могли лучше вылечить в большом городе. Болезнь ещё больше скомпрометировала мой иммунитет. Позже, когда мне исполнилось одиннадцать, у меня диагностировали редкое заболевание, которое называется ревматическая лихорадка, лечение которой до полного выздоровления может занять от пяти до десяти лет приёма антибиотиков. Я был физически истощён всеми этими болезнями.

Когда мы переехали в Майсор, я вместе с детьми других студентов начал заниматься йогой с моим дедом. В то время двое его сыновей, Манджу и Рамеш, также учились у него и ассистировали ему. И моя мама, которая также училась у него в очень молодом возрасте, тоже преподавала. Йога всегда была глубоко укорена в нашей семье.

Йога с моим дедом изменила мою жизнь к лучшему. Вместо десяти лет антибиотиков, серия очень простых поз помогла мне стать сильнее. Я мог чувствовать, что моё тело вылечивается и восстанавливается. По мере того, как мой иммунитет рос, я начал больше выходить из дома. Я обнаружил, что у меня больше энергии, чтобы играть с детьми в нашем районе. Врачи сказали, что моё выздоровление было чудом, учитывая, насколько сильно моё молодое тело было ослаблено натиском болезней. Позже я узнал, что чудо не было мистикой, это был просто результат практичной и логичной практики йоги, с которой мой дед познакомил меня.

Преимущества практики йоги и йогического стиля жизни, конечно, сложно объяснить ребёнку и, возможно, даже большинству взрослых. Позже, когда я стал сильнее, для меня начался период официального наставничества, и это было вразрез моим желаниям. В детстве меня возмущало, что меня заставляли заниматься йогой. Как и другие мальчики-подростки, я хотел, чтобы меня оставили в покое, чтобы я мог играть в крикет весь день напролёт. Моя любовь к крикету сохранилась. Даже сегодня мы с сыном никогда не пропускаем ни одного матча по крикету по телевизору.

Каждый день после школы мой дед (который вскорости должен был стать моим гуруджи, я просто не знал этого тогда) заставлял мою сестру и меня практиковать с ним в шале в его доме в Лакшмипурам. Мои друзья, которые играли в крикет на улице, звали меня, но мой дедушка строго разворачивал их. Мы все боялись его, потому что он был очень строг. Поэтому, когда он выходил из комнаты, чтобы выпить кофе на кухне, я проскальзывал на улицу через заднюю дверь, чтобы поиграть в крикет на улице. Видите ли, у моих друзей был обоснованный интерес по отношению ко мне, потому что я был очень хорошим отбивающим. После перерыва на кофе мой дедушка, поняв, что его ученик пропал, без промедления начинал искал меня. И великий Паттабхи Джойс открывал дверь дома и кричал на весь Лакшмипурам, яростно называя мое имя.  Мои друзья говорили мне прятаться. И я прятался. Я нашёл хорошее место в овраге около нашего дома, и выходил только после того, как дед бросал свои поиски.

Позже он бранил меня: «Люди приезжают со всех концов земли, чтобы практиковать здесь, а наши собственные дети теряют такую возможность…». Я очень боялся его, но страх не останавливал меня от непослушания. Такова сила молодости.

Я научился йогическому образу жизни у моего деда.

Мало кто знает об этом, но мой дедушка каждый день просыпался в 4 утра и пел утренние мантры, пока готовил кофе для всех в доме. Кем бы ты ни был, ты получал кофе, приготовленный им, в постель! Какая роскошь! Он был очень дисциплинированным человеком. Даже на праздниках он приносил каждому кофе в кровать! Он всегда сам стирал свои вещи, даже когда ему было восемьдесят пять.

Он жил очень просто. Он никогда не социализировался.  Он не принуждал меня ко всему этому. Он никогда не думал, что я вернусь к йоге или стану учителем. Он никогда не ожидал, что я буду приходить в шалу в четыре утра. Он никогда не навязывал мне правила. Но он был настолько вдохновляющим, что я пошёл по его стопам без каких-либо вопросов.

Единственным местом, где он правил меня, была шала. Там я был просто ещё одним студентом. Он не относился ко мне по-особенному. Он требовал от меня даже больше, на самом деле! Метод получения знаний и преподавания, который мы используем в Индии, очень мощный. Мы не балуем наших детей или наших студентов. Я ощущал дополнительное давление на себя, которое создавалось, чтобы я упорно трудился. Мне нравилось думать об этом как о скрытом поощрении. Он очень сердился на меня в шале, когда я практиковал не в полную силу. Он ругал меня на глазах у всех.

Моя тихая и чудесная трансформация

Несмотря на мои ранние мятежи, йога глубоко укоренилась в моей жизни и моей ежедневной рутине. Я практиковал каждый вечер после школы. Тогда я просто играл с асанами. Моё тело было очень гибким, и мне было легко выполнять их. Я просто веселился. Не концентрировался на моём дыхании или на чём-то другом. Удивительно, что такие маленькие усилия помогли мне избавиться от болезни и слабости, которые владели моим телом.

В 1989, когда мне было 17 лет, у меня был первый опыт преподавания аштанга-йоги. Моя мама, Сарасвати, уехала в Соединенные Штаты, и мы вместе с сестрой присматривали за её студентами и её шалой четыре месяца. Я должен был только помогать некоторым студентам – в основном женщинам, живущим рядом, которые ходили к моей маме в течение многих лет, чтобы немного размяться. Но я ненавидел преподавание там. Единственное, что дамы хотели делать, – это сплетничать и болтать. Всё, что я хотел, – выйти на улицу и встретиться с моими друзьями. Я с нетерпением ждал, когда пройдут эти четыре месяца. Но сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, насколько ценным был этот опыт ассистирования для меня как для учителя йоги.

Через два года, в 19 лет, я начал ассистировать моему дедушке, который справлялся один в шале в течение многих лет. Когда я начал во второй раз, мой строгий дед смягчился. Он потерял сына, Рамеша, а другой сын, Манжу, переехал на постоянное жительство в Америку. Я получал диплом в компьютерной сфере, и у меня оставался год, чтобы закончить обучение. Итак, я начал помогать ему и также немного выполнял личную практику. Я сам не понял как, но внутри меня что-то начало меняться.

Аштанга–йога работает тихо.

«Purvabhyasena tenaiva hriyate hyavasho’pi sah’», – говорится в «Бхагавад-гите». Это означает: в этом рождении ум устремляется к йоге, благодаря привычкам, развитым практикой йоги в предыдущих рождениях.

Для развития духовной практики важно внимательно относиться к этим ветвям, в противном случае ваша йога не имеет смысла.

Восемь ветвей аштанги, как описано Патанджали в «Йога Сутрах», работают в направлении внутреннего и внешнего очищения, которое помогает вам соединиться со Всеобщим Я, или Атманом. Благодаря этой практике, независимо от причин, по которым вы начали практиковать, результаты появляются – позвольте мне использовать клише – медленно, но верно.

По мере того, как я начал серьёзно относиться к аштанга–йоге, я осознал, что она стала моей садханой (дисциплинированное и самоотверженное исследование). Это была уже не просто аштанга. За те месяцы что-то чудесное произошло как внутри, так и вокруг меня. Я наблюдал, как люди приходят и уходят, учатся, как йога помогает им, и затем необъяснимая трансформация произошла в моей личной практике.

Вначале трудно научиться новым навыкам или новому искусству. После определённого этапа ты начинаешь наслаждаться этим давлением, этими проблемами и процессом. И когда ты понимаешь систему – давление пропадает. В тот момент, когда я понял синхронизацию дыхания, асан и виньяс, произошёл прогресс.

Асаны в аштанге являются чрезвычайно сложной задачей. Но чтобы освоить много асан и продвинуться вперёд, вы должны пройти через все эти трудности. В своей жизни я изучил много поз. Было время, когда я испытывал страсть к ним, у меня был лучший учитель аштанги, но даже я находил их очень сложными.

Но я хотел идти вглубь практики. Когда вы хотите идти глубже так же, как когда вы идёте глубоко в джунгли, вы обязательно столкнётесь со многими трудностями. Важно помнить, что это временно, и вы очутитесь на другой стороне более сильным.

В «Йога мала» мой дед пишет, как слабые и больные практиковали йогу или выполняли определённые асаны, специально подобранные для их заболеваний, под руководством их гуру, и их сила увеличивалась, в то время как болезни и слабости устранялись. Многие неизлечимые заболевания, в том числе психологические заболевания и проказа, были вылечены с помощью практики йоги, в результате чего даже врачи были ошарашены. Позже я понял, что именно йога и принципы йогической жизни вернули мне хорошее здоровье в детстве.

В 1997 году моя бабушка умерла. Я был её любимым внуком. Её совет и поддержка были основой, на которой держалась моя практика. Когда я получил работу в компании электроники, она посоветовала мне не ехать в Бангалор, а вместо этого посвятить себя своему деду. Когда я начал относиться к своей практике серьёзнее, она начала кормить меня два раза в день. Она смешивала самбар, рис и клала это в мою руку.  Это очень традиционный способ кормления, который называется туттуанна, он демонстрирует привязанность между матерью и ребёнком. Она хотела быть уверенной, что я получал все нутриенты, которые мне были нужны. И, конечно, всю любовь. Моя бабушка была сильной женщиной с прекрасным чувством юмора. Она излучала тепло, которое привлекало людей – от студентов йоги до правительственных чиновников, и пожилых людей, и детей, которые забегали поболтать и выпить её особенный кофе. Лучший кофе во всем Майсоре.

1990-е годы были щедры на духовные путешествия и йогическое образование. В то время у моего дедушки было очень мало студентов, из них менее двадцати были иностранцами. Я практиковал в течение трёх часов каждый день и чувствовал, как ужасная боль в моём теле трансформируется. От этого изменения сперва пришла стабильность. Я видел, как в моём теле с практикой виньяс (дыхания и движения в течение практики асан) происходит очищение. Когда моя кровь становилась горячей, она очищалась и начинала свободно циркулировать, это избавило моё тело от токсинов, загрязнений и болезней, а после этого я с лёгкостью смог очистить мою нервную систему. И через всё это пришла стабильность ума.

Как мы с аштангой росли

В декабре 1997 года, после трёх отказов в визе, я наконец-то поехал за границу в первый раз, в Сидней. Вскоре после этого вместе с дедушкой мы посетили Соединенные Штаты несколько раз. Примерно в это же время йога, и аштанга в частности, начала набирать популярность феноменальными темпами. Голливудские знаменитости, такие как Гвинет Пэлтроу и Уиллем Дефо, практиковали аштангу регулярно и стали стойкими сторонниками метода. Пэлтроу практиковала с гуруджи, когда мы были в Нью-Йорке после 11 сентября. В это время американской истории аштанга стала освобождением и мощным исцеляющим средством для американцев.

По мере роста её популярности увеличилось и количество студентов, приезжающих в шалу в Майсор. После американцев приехали европейцы, затем японцы и китайцы. Йога начала распространяться как лесной пожар. Я выступал с демонстрациями от Японии до Чили. Мой дед считал, а я делал асаны. В 2000 году я посетил США с демонстрацией. Люди понятия не имели, откуда взялась йога. В Японии думали, что йога пришла из Америки! И мне приходилось объяснять. Йога – это Бхарат Бхуми. Только взгляните на индийскую историю, и вы увидите, как ещё до того, как Индия стала Индией, люди приезжали сюда со всего мира, чтобы учиться йоге.

Сегодня студенты и шалы института аштанги К. Паттабхи Джойса (KPJAYI) существуют более чем в ста странах.

Восемь ветвей аштанги

Гуруджи потерял двух сыновей. Он скучал по ним. Я думаю, что я пришёл, чтобы заполнить эту пустоту в его жизни и в жизни бабушки. Я был поддержкой для них. И мы стали очень близки. Мы везде ходили вместе. И его страсть к философии следовала за нами повсюду. Это была привилегия – быть его внуком. Мы много говорили о Шанкарачарья, или о Гите, или об Упанишадах. Это была особая часть наших отношений. Как учитель, он ожидал, что его ученики откликнутся на его увлечения, которые варьировались от философии до асан. Он видел этот интерес во мне и показывал книги, говорил со мной на разные темы. Когда вы ищете и проявляете любопытство, ваш учитель видит это и пытается дать вам как можно больше. Даже вне класса мы много обсуждали философию. Он цитировал книги, и иногда, когда он забывал строку, моя бабушка подсказывала ему.

Если переводить буквально, аштанга означает следующее: ash – восемь и tanga – ветвь. Они происходят из йога-сутр Патанджали и определяют путь поиска Всеобщего Я, или Атмана, через практику и приверженность этим восьми ветвям:

      1. Яма: моральная дисциплина
      2. Нияма: обряды
      3. Асана: физическая поза
      4. Пранаяма: контроль дыхания
      5. Пратьяхара: отрешение от чувств
      6. Дхарана: концентрация
      7. Дхьяна: поглощение, или медитация
      8. Самадхи: поглощение Всеобщим, или просветление

Если вы хотите сделать ум острым, говорит гуруджи в «Йога мале», чтобы увидеть Всеобщее Я, вы должны следовать этим шагам. Эти ветви так же важны, или даже больше, как и физическая практика асан. Для развития духовной практики важно внимательно относиться к этим ветвям, в противном случае ваша йога не имеет смысла. Давайте посмотрим на две первых ветви, Яму и Нияму, каким образом они касаются каждого и могут быть приняты каждым.

Яма относится к универсальному моральному кодексу, который применяется ко всем. Она является путеводителем по йогической жизни. Ямы:

Сатья: правдивость

Ахимса: ненасилие

Астея: неворовство

Апариграха: нестяжательство

Брахмачарья: воздержание, или безбрачие

Ниямы, или обряды – привычки, которые рекомендованы для долгой и здоровой жизни. Они являются личными практиками, которые, повторю еще раз, подходят для всех, независимо от того, какова ваша ситуация. Ниямы включают в себя:

Шауча: чистота

Сантоша: удовлетворённость

Тапас: самодисциплина

Свадхьяя: самообучение

Ишвара Пранидхана: предание себя Богу

Я прошёл путь от очень больного ребёнка до йога–гуру, у которого каждый год занимаются тысячи студентов. Именно практика и мой йогический образ жизни позволили мне стать тем, кто я есть сейчас.

Вместе они обеспечивают нам непогрешимую систему моральных ценностей и ежедневные практические ориентиры внутри любого данного контекста. И хотя это важные понятия и для не-йогов, мы не должны забывать, что нам становится легче посвятить себя этим ветвям, если у нас есть сильная практика асан.

Во время дискуссий о «Бхагавад Гите» гуруджи часто говорил о шестнадцати главах, которые исследуют йогический подход и то, каким должно быть ваше психическое состояние как на коврике, так и вне его. В этой книге я упоминаю «Гиту» много раз. Не поймите меня неправильно. Я не продвигаю конкретную религиозную повестку дня. «Бхагавад Гита» не принадлежит ни к одной религии и не обращается к народу только одной религии. Она принадлежит человечеству.

Она адресована всем людям. В «Бхагавад Гите» господь Кришна говорит о философии и о том, как вести себя, какова наша карма, какими должны быть наши обязанности. И каждое сообщение в ней применимо к любому человеку каждой религии, и неважно, практикуете вы йогу или нет.

Почему йоги живут долго

Тирумалай Кришнамачарья дожил до ста лет. Паттабхи Джойс дожил до девяносто трёх лет. Б.К.С. Айенгар дожил до девяносто шести лет. Все они были серьёзными практиками йоги с большим количеством последователей.

В чём секрет их долгой жизни?

В «Йога мале» гуруджи говорит о том, что практикующий йогу может достичь всего в мире с помощью преданного следования ветвям йоги. Такой практикующий может даже воссоздать мир, как это сделал мудрец Вишвамитра, когда он создал еще одну Индралоку – мир богов – для человека низшей касты, который хотел отправиться в рай, заставляя богов бояться его силы.

Путь к бессмертию начинается с сильного тела. Твоё тело – это дом, в котором ты живешь. Без сильного фундамента ваш дом рухнет. Конечно, вам также нужна устойчивая духовная основа.

Вот почему йоги живут долгую, здоровую жизнь. Они посвящают себя чистым и простым практике и рутине, которые делают их сильными и нестареющими. Йоги проживают долгую жизнь, потому что они заложили прочные основы для себя. Фундаментом их жизни является минимализм – чем меньше, тем всегда больше простоты – счастья, дисциплины, сопереживания и самоотверженности. Это ценности, которые были забыты современными миром. И самое прекрасное – это то, что все эти ценности бесплатны. Нужно просто поменять точку зрения, чтобы достичь их.

Сегодня очищение через хатха–йогу означает, прежде всего, развитие практики асан. Йоги живут долгой, здоровой жизнью (никогда не забывайте, что речь идёт не только о продолжительности, но также о качестве), потому что у них есть непоколебимый фокус на то, чтобы жить, есть, спать, гулять и действовать осознанно.

Конечно, дисциплинированная практика йоги – это только первый шаг. Йога помогает вам слышать и укреплять тело.

Но в то же время она также делает вас чувствительными к другим аспектам жизни, которые связывают вас с другими людьми и человечеством в целом.

Другая причина, по которой йоги живут до ста лет, заключается в том, что они просто относятся к вещам! Они едят сатвичную еду, которая держит ум и тело в свете и чистоте, что известно на протяжении веков. Они понимают майя и ее атрибуты.

Сегодня, как никогда ранее, жизнь полна тревоги не только из-за повседневной рутины, но также из-за средств массовой информации. Йогов постоянно бомбардируют тем, что, как, где, когда есть, что носить, как спать и работать. Я, например, тоскую по тем дням, когда  советы давались исключительно родителями для их детей, в них не было ничего личного, только забавные жизненные истории. В жизни, полной токсинов, мы отчаянно должны искать способ справиться с этими токсинами, загрязняющими наш ум, наши чувства и наши тела. Мы должны брать на заметку из более простых времён знания о том, как упростить нашу жизнь.

Всё это относится и к уму. Здоровое тело должно сопровождаться сильным эмоциональным и ментальным здоровьем. Сегодня наше сознание хрупко, нестабильно и переполнено, потому что мы перестали заботиться о нём. Наш ум нуждается в заботе так же, как в ней нуждаются другие органы. Во времена расцвета депрессий и лекарств йоги могут стать примером того, как можно справляться с ежедневными стрессами современной жизни и как помочь себе обрести пространство, или тишину, уверенность и мир. И если мы сумеем достичь спокойствия в наших головах, мы увидим уменьшение заболеваний, которые так распространены сегодня. В этом нет никакой магии. Вам достаточно залезть в Интернет и поискать исследования, которые подтверждают связь между ментальным и физическим здоровьем.

По крайней мере, вдохновитесь моей историей. Я прошёл путь от очень больного ребёнка до йога–гуру, у которого каждый год занимаются тысячи студентов. Именно практика и мой йогический образ жизни позволили мне стать тем, кто я есть сейчас. И в этом заключается красота йоги. Каждый может стать здоровым и подтянутым, учась вести йогический образ жизни.

Я надеюсь, что моя история может показать вам, как йога и йогический образ жизни помогли мне преодолеть преграды, которые выпали на мою судьбу. Теперь вы тоже можете извлечь из этого пользу. Не имеет значения, молоды вы или стары, больны, слабы, худы, толсты, застенчивы или негибки – у йоги есть решение всех проблем.

Через эту книгу я покажу вам, как йогические практики, связанные с едой, дыханием, асаной и севой (на санскрите «служение» – прим. Ashtanga-samgha), могут внести позитивный вклад в ваше психическое и физическое здоровье. Я попытался показать простые идеи, которые не отпугнут – от ходьбы босиком, чтобы соединиться с землей, до уменьшения приёмов пищи в течение дня. Эти идеи могут противоречить рекомендациям, – например, о том, что у вас должно быть шесть приёмов пищи в течение дня, – которые вы, возможно, слышали всю свою жизнь, но они пришли к нам из древних ведических текстов, и мы не можем игнорировать их мудрость.

Помните, что жить как йог не означает отказ от мира. Чтобы быть йогом, вам не придется отказаться от свой жизни в городе и убежать в горы. Я не прошу вас делать такие вещи. Это книга направлена на адаптацию привычек йога, чтобы они стали такими же легкими и обыденными, как и чистка зубов. Жизнь йога – это о связи с жизненной силой и здоровьем.  Речь идет о том, чтобы проводить время под деревом, читать книгу, вдыхать так много свежего воздуха, как вы можете, быть добрым к другим живым существам, ахимса, и давать, не думая о том, чтобы получить что-то взамен. С таким большим количеством конфликтов в мире и натиском новостей и культуры в Интернете 24/7, важнее, чем когда-либо, обратить взгляд на йогу и вернуться к йогическим принципам жизни, чтобы достигнуть мира и силы характера.

Если питаться правильно, жить осознанно, дышать глубоко и делать базовые асаны, вы можете облегчить хроническую боль и дискомфорт, связанные с образом жизни, тогда почему бы нам всем не включить немного йоги в нашу жизнь в том формате, с которым легко будет справиться?

Помимо ежедневных привычек, я также собрал основные асаны, доступные для всех людей, даже для тех, кто еще не вовлечён в регулярную практику. Как говорится в «Йога сутрах», практика прочно укореняется, когда она культивируется непрерывно и с искренней преданностью в течение длительного времени.

Йога может быть частью жизни каждого, не важно, какую религию вы проповедуете. Все мы люди в первую очередь. Йогический образ жизни может помочь нам вести здоровую жизнь без стресса и заблуждений. Это может облегчить страдания ума и тела. Я хочу демистифицировать жизнь йога, а также освободить её от западных, коммерческих аспектов, с которыми она стала синонимом. Я надеюсь, эта книга может мотивировать людей практиковать базовую йогу и открыть секреты долгой, здоровой и мирной жизни.

 – простая практика и рутина могут сделать нас сильными и нестареющими

 – развивайте духовную практику, иначе ваша йога бессмысленна

 – ешьте мало, ешьте локальную еду в полдень, когда ваша jahtra agani находятся на пике

Отрывок из книги Шарата Джойса «Ageless: A Yogi’s Secrets to a Long and Healthy Life»

Перевод Галины Кисанд.

Нравится? Поделись с другими