- Статья

Через асаны – к здоровью и тишине: преподаватель аштанга-йоги Леонид Ланин отвечает на вопрос о том, влияет ли практика на наш организм

Каждый из нас обитает в пяти пространствах — это принцип панчамайя коша, его надо всем знать. Составляющие нашего существа — это физическое тело (аннамайя коша), витальное (пранамайя коша), ментальное (маномайя коша), тело разума и интуиции (виджнянамайя коша), и тело блаженства (анандамайя коша). Первые три пространства чисто материальные, с ними работает йога. Далее — переходное тело между материальным и нематериальным, и пятое — нематериальное тело.

Когда мы знаем структуру своего существа, то сразу понятно, откуда возникает основной принцип аштанга-йоги — принцип тристаны, трёх составляющих: асаны, дыхания и концентрации. Этот принцип отражает все наши три составляющие в материальном существе. Асаны развивают физическое тело, дыхание — праническое, концентрация развивает наше сознание. Эти три составляющие очень важны не только в плане здоровья, но и саморазвития. Когда мы начинаем практиковать, как правило, всё наше внимание уходит на асаны, работу с телом, потому что требуется время, чтобы его выровнять, очистить и оздоровить. После мы начинаем обращать внимание на дыхание, оно становится ведущим в нашей практике. Затем мы более осознанно начинаем относиться к практике, появляется какая-то концентрация. И уже после, на более поздних этапах практики, наша задача – объединить эти три составляющие в единое целое. В этом смысле аштанга-йога нас ведёт разумно, постепенно и шаг за шагом, развивая эти три материальные составляющие и выстраивая их. Как известно и как учат мастера йоги, все наши проблемы и все наши страдания, переживания, как правило, связаны с материальными составляющими. И по мере того как мы выстраиваем свои материальные тела, появляется возможность нашему сознанию двигаться в более высшее состояние, и тогда эти материальные вещи растворяются сами по себе.

Первые три составляющие тоже имеют свою структуру, и когда мы разберём её, мы поймём этот большой потенциал аштанга-йоги – нас излечивать и направлять на путь истинный. Сначала начнём с физического тела. Это непростая система, состоящая из ещё десяти систем: костной, мышечной, кровеносной, лимфатической, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, нервной, половой и мочевой. Все эти системы тоже требуют гармоничного развития. Что происходит, когда мы начинаем практиковать аштангу? 

Прежде чем приступить к регулированию и гармонизации каких-то тонких наших состояний, нужно выстроить базовые вещи. За редким исключением, когда мы приходим на йогу, наша костная система, мягко выражаясь, не идеальна. У нас то сустав не там, то там болит, то искривление. Так же и мышечная система: одни мышцы хорошо работают, другие вообще не в тонусе. Задача асан — выстроить нашу костную систему, восстановить активность работы суставов, выровнять косточки и поставить всё на место, выровнять позвоночник, и параллельно с этим привести в тонус те мышцы, которыми мы всю жизнь не пользовались. Это простейшие вещи, которые нужно знать, чтобы понимать, каким же образом аштанга-йога оздоравливает нас. На уровне костной и мышечной структуры асаны великолепно справляются и работают. Среди этих десяти систем, которые я назвал, существуют три основные, они называются ресурсными, так как отвечают за нашу мобильность и витальность, — это системы пищеварения, кровеносная и иммунная (лимфатическая). Они базовые. Как аштанга развивает их? Здесь снова немалую роль играют асаны, но чем хороша аштанга-йога? Здесь, кроме основного принципа тристаны, присутствует ещё один очень важный принцип — принцип виньясы. Причём он не менее важен, чем асаны. Фундаментальное значение виньясы заключается в том, что виньясы включают наши ресурсные системы. Виньяса воздействует очень мощно на кровеносную систему, ликвидируя все застойные процессы. Мы состоим в основном из воды, эти жидкости постоянно циркулируют в нашем теле, но если мы ведём малоподвижный образ жизни, то кровеносные системы, которые изначально задумывались для непрерывной работы, — в них начинают возникать застойные явления. Это самая опасная вещь для нашего здоровья. Если мы находимся в своём обычном для мегаполиса состояния — сидим, лежим, опять сидим, то для такого состояния «овоща», как говорится, нам достаточно 30% крови, остальная застаивается в ногах и области таза, а застойные явления ведут к болезням и смерти. То есть изначально задумано так, что физическая природа — это постоянное движение, движение, движение. Большинство болезней возникают от малоподвижного образа жизни (в 70% случаев), а дальше — неправильное питание, экология и кармические, врожденные дефекты. Чем хороша аштанга-йога — она как раз ликвидирует отсутствие подвижности, её мощные движения, — сначала непонятные и трудные, но затем, когда вы развиваете практику, — они сильно прокачивают нашу ресурсную систему. Вдох/собака мордой вверх — это включение диафрагмы. За счёт этого у нас сильно развивается тело, кровь хорошо циркулирует, из области таза и ног она направляется вверх, очищается, становится более жидкая, потому что если она застаивается, то она густеет и становится рассадником заболеваний. Виньяса имеет огромное оздоровительное значение, повторяю: мы активизируем диафрагму, разогреваем тело, а этот жар сжигает шлаки, тело становится более чистым, разогретым, эластичным. Мы начинаем потеть, и с потом очищается лимфатическая система, которая отвечает за наш иммунитет. Кроме того, эта система тоже многоплановая, она не только защищает нас от внешних плохих воздействий, но также регулирует нашу энергосистему, работу наших суставов. Наши корневые суставы — самые важные — это тазобедренные и плечевые, и каждый из вас уже знает, что, когда мы занимаемся, пот выделяется в основном в области паха и подмышек, потому что вокруг основных суставов находится огромный конгломерат лимфатических узлов. 

Всегда спрашивают, улучшает ли аштанга-йога иммунитет, улучшает ли кровоснабжение, лечит ли то, лечит ли это. Чтобы не вдаваться в конкретные частные вопросы, можно сразу сказать, что да, аштанга-йога идёт очень широким фронтом, это многоплановая практика, и воздействие идёт не только на костно-мышечную структуру, но и на более тонкие составляющие. Если мы понаблюдаем за структурой первой серии, то её главной задачей можно выделить работу с костно-мышечной структурой, восстановление мобильности суставов, приведение в тонус мышечной системы, выравнивание позвоночника. За счёт наличия виньяс очищается кровеносная система и лимфатическая, то есть идёт полное оздоровление. 

Но есть ещё две более тонкие ресурсные системы, которые подключаются гораздо позже: для этого существует вторая серия — это система дыхания и нервная система. Они переходные от физического тела к более тонкому.

Получается, мы охватываем все составляющие своей структуры: как грубую, так и тонкую. Поэтому нужно практиковать регулярно. Меня спрашивают, нужно ли ставить какие-то планы, выдумывать свои достижения какие-то. То, что я рассказал, не требует никаких планов, тут нужно больше внимания уделять регулярности, чтобы пройти все эти составляющие. На это нужно время. Эта сложная система, из которой мы состоим, требует адаптации к практике. Не нужно никаких планов, нужно просто практиковать, наблюдать за происходящими процессами, учиться больше осознавать, что с вами происходит. Практика так выстроена и так разумна, что этот процесс включения в неё происходит постепенно. Не нужно никаких ментальных вещей дополнительных, которые будут только тормозить процесс. Наши органы чувств и наша витальность идут во внешний мир, мы очень сильно на этом мире завязаны. Наши чувства привязываются к предметам и притаскивают к себе наш ум, ум цепляется за эти предметы… Мы сильно привязаны к материальному миру, отсюда наши страдания, переживания, болезни, потому что ум не осознает своего назначения. Идея в том, что не нужно разбираться с чувствами, это ошибочно. Патанджали нас учит тому, что прежде всего нужно успокоить ум, и тогда он вберёт в себя эти чувства обратно и все наши проблемы — страдание, наличие которого мы считаем неизбежным, — они просто растворяются. Наш ум успокаивается постепенно с развитием практики. Я много раз наблюдал за собой, как выходишь на коврик, а ум беспокойный, в голове не пойми что, какой-то мусор, какие-то негативные эмоции и переживания. Но когда ты интенсивно попрактикуешь, не думая ни о чем, ни ставя никаких целей, а просто практикуешь дыхание, движение, асаны, — ум успокаивается. И в конце практики, когда ты полежал, отдохнул, ты не понимаешь, как же это произошло — ум успокоился. И все эти проблемы, которые галдели, они растворились. В этом главная позиция аштанга-йоги.

Хорошей вам сбалансированной практики и не нужно никуда торопиться. 

Записала Диана Гуцул. 

Нравится? Поделись с другими