- Статья

Самый знаменитый led-класс Паттабхи Джойса: кто на видео и как сложилась их судьба

Любой начинающий практик аштанга-йоги однажды находит (сам или по рекомендации) в сети видео, на которых четверо мужчин и две женщины под счет гуруджи выполняют первую и вторую серии. Многие современные учителя (в этом они признаются в наших интервью) начинали осваивать метод в одиночку по кассетам с этой записью 1993-го года. Кто эти люди (помимо Эдди Штерна, Тима Миллера и Ричарда Фримана) и как сложилась их судьба – в нашем материале.

МЭТИ ЭЗРАТИ достаточно рано открыла для себя йогу и начала преподавать её. На свой первый урок она пришла в возрасте девятнадцати лет. В то время Мэти профессионально занималась балетом и часто слышала в раздевалках о йоге от своих коллег-балерин. Тогда йога все ещё была феноменом контркультуры, но она почувствовала призыв. Так, Мэти пришла в центр йоги в Ларчмонт-Виллидж. Ей понравилось первое занятие, а следующий класс полностью изменил её жизнь.

Это был урок Чада Хамрина, после которого студия объявила о поиске сотрудника для работы на стойке регистрации в обмен на занятия по йоге. Мэти сразу же получила это место.

Живя в Лос-Анджелесе, Мэти имела возможность учиться у многих известных преподавателей йоги, но трое оказали наибольшее влияние на стиль её преподавания: Дона Холлеман, Габриэлла Джубиларо и Паттабхи Джойс.

Мэти познакомился с Паттабхи Джойсом в 1985-ом году, когда он посетил Центр йоги в Лос-Анджелесе, где она была учителем и директором. Эта встреча положила начало долгому обучению и практике, а также множеству поездок в Майсор. Она была одной из немногих женщин, выполнявших продвинутые серии. В том же году Мэти начала преподавать йогу, а в 1987-ом году она открыла студию Yoga Works. На тот момент это был во многом уникальный формат. В 90-х годах каждая школа фокусировалась на какой-то одной системе. Задумкой Мэти было объединить разные системы под одной крышей, чтобы каждый мог попробовать себя во всех существующих видах йоги. Вот, что писала об открытии своей студии сама Мэтти: «Когда я открывала YogaWorks, я определенно не ставила перед собой задачу стать лидером. Я создала её, потому что я была влюблена в йогу и чувствовала, что йога может помочь этому миру и – как бы это банально ни звучало – может помочь создать мир во всём мире. Я хотела, чтобы люди увидели, что йога подходит для всех».

Незадолго до того, как YogaWorks открыла свои двери, Мэти встретила Чака Миллера, он стал её партнёром как по жизни, так и по бизнесу. Они управляли студией вместе с Чаком 17 лет. В 2004-ом они продали свою студию и переехали на Гавайи, но продолжали преподавать и проводить семинары по всему миру.

Помимо Майсора Мэти часто училась в Институте Айенгара в Пуне, где она имела честь посещать занятия Гиты Айенгар (дочь Б.К.С. Айенгара – прим. Ashtanga-samgha). Мэти практиковала оба метода и никогда не проводила чёткой границы между ними. Она представила свой подход к йоге, в котором аштанговский принцип виньясы сочетался с точными описаниями асан из традиции Айенгара.

Мэти Эзрати рассматривала йогу не как средство самосовершенствования, а как путь к самопринятию. Она говорила: «Помните, когда вы занимаетесь йогой, вы практикуете не для того, чтобы достичь совершенства. Вы идеальны. Практика просто помогает вам осознать это».

Мэти была очень глубоким практиком: она всегда делала акцент на том, что практика йоги — это прежде всего духовная практика. «Сегодня йогу часто путают с фитнесом. Не то чтобы я была против фитнеса, но он не позволяет вам понять свои глубокие внутренние состояния, себя, пространство своего разума. Если у вас включена музыка, и вы чувствуете себя хорошо, хорошо выглядите… это искусственно. К сожалению, в последнее десятилетие мы стали свидетелями того, как бизнесмены захватили школы йоги. Они не понимают йогу – половина из них даже не занимается ею. У нас так много тренингов для учителей, которые проводят люди, недостаточно долго занимавшиеся йогой. Итак, мы создаем новое поколение, которое будет практиковать асаны, но в манере фитнеса. Это обесценивает йогу. Продавать в фитнес-манере намного легче, потому что вам не нужно наблюдать за своим умом и копаться в том, что происходит у вас в голове!».

В 2019-ом году Мэти Эзрати ушла из жизни.

ЧАК МИЛЛЕР начал практиковать аштангу с Паттабхи Джойсом в 1980-ом в Сан-Франциско. Однако считает, что на вопрос «Когда ты начал заниматься йогой?» ответить очень сложно. Вот, что он пишет на этот счёт на своей странице Facebook: «Я точно не знаю, когда впервые начал интересоваться йогой. Похоже, тяга к йоге была у меня с самого детства. Я думаю, то же самое можно сказать о многих из нас. Мы не знаем, что нас зовёт, но мы определенно чувствуем это. Интересно, что именно заставляет нас ответить на этот зов. Что-то, что мы больше не можем игнорировать! В 4-м классе мы с моим лучшим другом по какой-то причине решили, что мы хотим сидеть в Падмасане, что мы и делали. Сначала это было непросто, но мы продолжали попытки. Я понятия не имею, как мы вообще пришли к этой идее!

Спустя годы, в старшей школе, я, как и многие из нас в 60-е годы, был недоволен миром, в котором я живу. Я искал другой способ жить и расти, развиваться как человек. Я не мог понять религиозное течение, частью которого я был по рождению, и начал читать книги о восточных направлениях. Таких авторов, как Т.Д. Судзуки, Суцзуки Роши, Алан Уотс, Гэрман Гёссе, Чогьям Трунгпа и многие другие. Я стал заядлым читателем в раннем возрасте. В 1971-ом году, когда мне было 17 лет, мы с другом пошли послушать бесплатную лекцию по трансцендентальной медитации в нашей местной начальной школе в Киллингтоне, штате Вермонт. Очень маленький сельский городок в Зелёных горах Новой Англии. Мужчина предлагал проследить за своими мыслями, чтобы обнаружить, откуда они пришли, потому что мысли всплывают наружу, пройдя через несколько слоев осознания, и только потом они появляются в нашем уме. Существует возможность добраться до источника мысли! Уметь воспринимать мир, реагировать и даже думать, исходя из источника мысли, а не из внешних оболочек. Действовать из более глубинных мест, не попадая в ловушку заранее обусловленных, предвзятых, циклических мыслей! Они пытались продать нам короткий курс, который начинался на следующий день и стоил 35 долларов. По итогам этого курса мы получили бы бесплатную персонализированную мантру. Я не пошёл, но идея заинтриговала меня, и я начал практиковать её на гигантской скале у себя во дворе. Это был потрясающий опыт. Я начал понимать, что все разные голоса в моей голове были моим собственным голосом. Я разговаривал сам с собой. Я понял, что именно поэтому люди могут верить в то, что они разговаривают с духами или богами, а также в то, что они сумасшедшие! Я начал понимать, откуда «идут эти голоса»! Это очень глубоко, из глубины веков… Позже в том же году я нашёл книгу Бабы Рам Дасса «Будь здесь и сейчас», которая включала простые практики пранаямы и асан, которые я также выполнял ежедневно. Меня зацепило! Это соединило многие из недостающих звеньев, которые я никак не мог найти. Название книги стало моей мантрой! Будь здесь сейчас! В 1974-ом году я нашёл книгу Б.К.С. Айенгара «Свет йоги». Введение было одной из самых глубоких вещей, которые я когда-либо читал на тот момент. Я начал прорабатывать содержащиеся там практики. Они были поделены на еженедельные занятия, с фотографиями в другой части книги и описанием того, как выполнять позы, – ещё в одном месте! Сложно! Позже эта книга была отредактирована, чтобы сделать её более удобной.

Она стала моим постоянным спутником, я сделал для неё специальный карман в рюкзаке. Это было сложно, но во мне было много мотивации, и примерно через 3 года мне удалось дойти до рекомендованной 35-ой недели или около того. Я думал, что я, должно быть, очень медленный ученик! Спустя годы, разговаривая с другими, кто тоже учился по этой книге, я обнаружил, что на самом деле у меня всё получилось очень хорошо!».

Так, Чак долгое время практиковал йогу самостоятельно, пытаясь найти поддержку среди окружавших его людей. Не найдя этой поддержки, Чак, накопив немного денег, отправился в путешествие на Volkswagen Squareback с небольшим количеством туристического снаряжения. Он двигался на север, останавливаясь в кэмпингах. Он проехал через долину Оканаган, Ванкувер, Сиэттл, Калифорнию. Его машина сломалась в Сан-Франциско. И пока он чинил её, он думал, стоит ли ему продолжать путешествие или остановиться на какое-то время. Там он встретился со знакомым его мамы и через него познакомился с людьми, которые практиковали с Паттабхи Джойсом. Чак не хотел посещать какие-либо классы по йоге, его устраивала его домашняя практика, но как раз в это время должен был приехать Паттабхи Джойс, и все его новые знакомые уговаривали сходить на этот семинар. Чак не хотел, потому что семинар стоил 200 долларов, а у него было не очень-то много денег. В ночь перед началом семинара Чаку приснился сон, в котором «невысокий, круглый, лысый человек говорил ему: «Ты! Приходи!». На следующее утро Чак пришёл на этот семинар. Он смотрел, как несколько парней в заднем ряду выполняли свою серию: они очень акробатично делали стойки на руках, отбросы и дышали как драконы. Чак посмотрел на всё это и подумал, что это не для него, что это что-то физическое, а для него важнее внутренняя работа. Но ему очень понравился Паттабхи Джойс, поэтому он заплатил 200 долларов и прошёл свой первый семинар по аштанга–йоге. Так началось его обучение у Гуруджи, которое продлилось 18 лет.

Также, когда Гуруджи умер, Чак несколько раз ездил в Пуну, чтобы заниматься йогой у Айенгара. Как и его партнёр по жизни Мэти Эзрати, он считает, что в этих двух направлениях есть общее. Главным пересечением он считает наличие страсти, огня в этих практиках и «чувства выжившего», которое вы испытываете после практики.

Сейчас Чак Миллер ведёт семинары по всему миру.

ТИМ МИЛЛЕР получил образование в университете Калифорнии, где он изучал психологию и восточную философию.

В сентябре 1976-го года Тим переехал в Энсинитас, город в штате Калифорния, которому суждено было стать местом зарождения аштанга–йоги в Америке. Он работал в местной психиатрической больнице. Это была напряжённая и малооплачиваемая, но интересная работа. Тим вспоминает, что вся его общественная жизнь в то время состояла из того, что после смены он встречался с коллегами, чтобы выпить, покурить и пожаловаться на ужасную работу.

Однажды, возвращаясь домой с пляжа, на углу улицы Тим заметил небольшую заброшенную церковь. Возле неё стоял молодой парень, рассказывавший прохожим о пользе витрграса и предлагавший попробовать его. Тим разговорился с этим парнем, и тот рассказал ему, что в церкви проводятся уроки йоги.

На следующий день Тим пришёл на свой первый майсор–класс, где Брэд Рэмси (один из первых практиков аштанги в Америке – прим. Ashtanga-Samgha) показал ему Сурья Намаскар А и Б и несколько поз из первой серии. Вот как он вспоминает свои ощущения после первого занятия: «Когда я лежал, я заметил, что все моё тело покалывает. По мне распространялось расслабляющее тепло, и чувство глубокого покоя охватило меня. Я очень привык к своему обычному состоянию беспокойства или депрессии с сопровождающей их мысленной болтовней, поэтому я был одновременно удивлен и обрадован, обнаружив, что чувствую себя таким умиротворённым. Звуки дыхания уджайи других людей подчеркивали эту тишину. Меня охватило чувство, что я наконец-то вернулся домой, где не был долгое время».

После этого Тим начал посещать послеобеденные классы три раза в неделю. Через четыре месяца он понял, что хочет заниматься каждый день, поэтому поменял своё рабочее расписание и начал режим шестидневной практики. В начале июля в шале все заговорили о том, что скоро приедет гуруджи. Бред рассказал Тиму, что гуруджи является носителем традиции йоги, которую они практикуют, и что в августе он приедет в Энсинитас с трёхмесячным семинаром. Друг Тима посоветовал ему книгу «Жизнь и учение мастеров Дальнего Востока». В этой книге рассказывалось о мастерах Индии, которые смогди превзойти законы времени и пространства и могли творить разные чудеса, в том числе проявлять объекты из воздуха, предвидеть будущее, исцелять, передавать энергию и так далее. Тим задавался вопросом, был ли гуруджи одним из этих мастеров. «Я ожидал, что гуруджи материализуется в шаре света посреди комнаты, а он вошел в парадную дверь в своих чёрных мокасинах. Он казался довольно обычным, но, конечно, таким не был». В этот приезд гуруджи Тим освоил всю вторую серию, прошёл курс пранаямы и получил разрешение преподавать йогу. В 1981-ом Бред Рамзей и Гари Лопедота (основатели шалы в Энсинитасе – прим. Ashtanga-Samgha) уехали на Гавайи, оставив шалу Тиму. Паттабхи Джойс посещал эту шалу семь раз и называл её «своим домом в Америке».

Тима Миллера считают одним из самых близких учеников Паттабхи Джойса. В свой первый приезд в Индию он жил в доме гуруджи. «Жить в доме с гуруджи и его семьей было особенным опытом. Я вставал около 4:30 и видел его, сидящего на оленьей шкуре в гостиной наверху и выполняющего пранаяму. Потом он разводил небольшой костёр, чтобы нагреть воду в цистерне, потому что знал, что я люблю мыться тёплой водой по утрам. После того как гуруджи заканчивал класс около девяти часов, он умывался и проводил пуджу. После этого он сам стирал свои вещи. Амма часто была на кухне, готовила и пела. Тем временем я умирал от голода, сидя в своей комнате и наслаждаясь восхитительными запахами, исходящими из кухни. Иногда гуруджи ел первый раз только в два часа дня. Поскольку я не был брамином, мне не разрешали обедать с семьёй. Вместо этого мне приносили еду в мою комнату, обычно это делали внуки гуруджи, Шарми и Шарат, они сидели и болтали со мной, пока я ел». После своей первой поездки в Индию Тим Миллер стал первым студентом, получившим официальную авторизацию от гуруджи.

Сейчас Тим продолжает руководить аштанга–йога центром в Энсинитасе, а также проводит семинары на территории США и за границей.

РИЧАРД ФРИМАН впервые занялся йогой, когда ему было тринадцать, прочитав книгу «Уолден Понд» Торо, который был одним из первых американцев, переведших Бхагавад–Гиту. Тогда он заинтересовался индийской философией и, когда поступил в колледж, занялся йогой. Сначала Ричард занимался сидячей медитацией в Чикагском Дзен-центре.

Позже он стал кришнаитом. Однако, когда он обнаружил, что в США многие кришнаиты слишком консервативны в своих религиозных взглядах, он решил поехать в Индию, чтобы открыть для себя бхакти-йогу, кришнаитскую традицию, основанную на различных практиках. В Индии он обучался хатха-йоге в традиции Шивананды.

 

После своего обучения он оказался в Иране. Друг пригласил его туда, чтобы он преподавал йогу императорской семье. Помимо преподавания Ричард Фриман занимался там изучением суфизма. Также в Иране он познакомился с йогой Айенгара, которую практиковал в течение тринадцати лет.

Встреча с Паттабхи Джойсом заставила его сменить школу, так как аштанга дала ему возможность заняться более глубокой внутренней работой. Вот, что Ричард Фриман говорил о гуруджи: «Я не думаю, что это возможно – описать словами то, что он делает. Здесь нечего сказать кроме того, что он учит некой открытости ума и сердца, которая настолько ошеломляет, что иногда вы просто не знаете, что сказать, вы поражены и не можете выразить это словами. Это просто такое искусство – быть учителем. Кришнамачарья однажды сказал, что йога – это не механическое действие. Я думаю, гуруджи учит этому через очень формальную систему. Вам нужно очень внимательно следовать форме, на самом деле вы должны полностью погрузить всё своё существо в эту форму, чтобы создать тапас, внутреннее тепло. Но потом вы должны полностью отстраниться от неё. И где-то на границе следования форме и отстранения от неё возникает истинная йога».

Однако Ричард считает, что традиция йоги Айенгара и аштанга–йоги прекрасно дополняют друг друга. Благодаря широкому кругозору подход Ричарда Фримана вообще отличается особенным абстрагированием от какого-либо направления. «Паттабхи Джойс однажды сказал, что у вас должна быть одна «жена», один учитель, потому что, если у вас есть две жены, вы попадёте в большие неприятности. Учитель очень важен. Вам нужен учитель, чтобы более глубоко погрузиться в практику. Учитель заставляет нас остыть, когда нам слишком жарко, или нагреться, когда нам слишком холодно. Однако со временем нужно учиться расширять своё видение и видеть более глубоко. Действительно хорошие традиции не конфликтуют друг с другом».

В 1988-ом году Ричард Фриман и его жена Мэри Тэйлор открыли шалу в Боулдере, штат Колорадо. Это место стало одним из главных аштанга–локаций в Америке. Позже этим пространством руководил Тай Ландрум, но в 2019 оно было закрыто. Ричард и Мэри продолжают время от времени проводить свои интенсивы.

Также Ричард Фриман является автором книг «Коллекция аштнага–йоги: введение в аштанга–йогу», «Зеркало йоги: пробуждение мудрости тела и ума», а также «Искусство виньясы: пробуждение тела и ума через практику аштанга–йоги», «Когда появляется любовь: мудрость Бхагавад–Гиты, привнесённая в современный мир» в соавторстве с Мэри Тэйлор. 

КАРЕН ХАБЕРМАН училась у Паттабхи Джойса дважды в период с 1994-го по 1998-ой. В 2001-ом она перестала преподавать и практиковать аштангу. Также Карен сменила фамилию с Хаберман на Рейн, чтобы разорвать любые связи с аштанга–комьюнити. В 2017-ом году Карен под эгидой движения #metoo обвинила Паттабхи Джойса в систематичеcком сексуальном насилии во время практики. Сейчас она работает переводчиком с испанского и помощником по обучению, занимается в основном латиноамериканскими детьми, не имеющими документов. Она является репортёром по делам, связанным с подозрением в сексуальном насилии над детьми.

ЭДДИ ШТЕРН в свои 15 лет был среднестатистическим проблемным подростком: играл на гитаре в панк-рок группе, бродил по районам в компании таких же, как он, и топил свои печали в наркотиках и алкоголе.

Впервые Эдди познакомился с йогой ещё в школьном возрасте, когда был в летнем лагере. Там две недели он посещал занятия по йоге. Эдди признаётся, что он немного помнит об этих занятиях, но хорошо помнит, что ему очень понравилась Шавасана и то состояние небытия, в которое он погружался. Он не понимал природу этого состояния, но ощущал его глубину. Вернувшись домой, Эдди хотел продолжать практиковать Шавасану, но боялся, что учитель йоги обладал какой-то особенной техникой возвращать их из этого состояния, а сам он этого сделать не сможет. Второе погружение в йогу произошло в девятом классе, когда на уроке литературы Эдди прочёл роман-притчу Германа Гессе «Сиддхартха». Его учительница сказала, что три главных вопроса, которые каждый должен задавать себе: «Кто я? Что я здесь делаю? И что я буду делать дальше?» Эти три вопроса сопровождали Эдди на протяжении всего обучения в старшей школе и привели его на путь саморефлексии.

Когда Эдди было около 18, он познакомился с парнем, который занимался йогой и был вегетарианцем, и он подумал, что это может привести к здоровому образу жизни. Эдди начал читать книги по йоге, бросил курить, перестал употреблять наркотики и пить, начал есть более чистую пищу и медитировать. Затем он пошёл на класс йоги. В то время он занимался медитацией, йогой и дыхательными упражнениями по 10 часов в день. «Я начал выполнять эти практики, и это все изменило. Это изменило моё здоровье, мои взгляды и соединило меня с тем источником, в котором я мог найти смысл жизни».

К 20-ти годам единственным занятием, которое интересовало Эдди, стала йога, поэтому он решил поехать в Индию. С тех пор Эдди стал ездить в Индию один-два раза в год вплоть до 2009-го года, когда умер Паттабхи Джойс. «Я верю в учителей и в их опыт. В 80-х, когда я начал заниматься йогой, я ничего не знал о разных видах йоги. Мы не отождествляли себя с одним направлением. Мы хотели узнать, кто мы такие, и расширить своё сознание. Когда я начал практиковать с Паттабхи Джойсом, я не знал, что такое аштанга, потому что тогда это не было таким брендом.

Это было просто название его школы, которая для меня соотносилась со всеми ступеням йоги, а не только с методом выполнения асан. Причина, по которой я остался и продолжал практиковать, заключалась в том, что я чувствовал эффективность того, чему он меня учил. Я чувствовал, что меняюсь, получая более глубокое переживание того, чем может быть йога. Я готов был научиться у него всему, чему он собирался меня научить».

Эдди Штерн обучал таких знаменитостей, как Мадонна, Дженнифер Энистон, Гвинет Пэлтроу.

Эдди и его жена Джослин открыли свою студию в Нью-Йорке, двери которой открыты круглосуточно, даже когда там никого нет. Также они основали храм Ганеши в Бруклине.

Эдди является одним из создателей книги о Паттабхи Джойсе «Гуруджи: Портрет Шри К. Паттабхи Джойса глазами его студентов».

Он увлекается научным обоснованием влияния йоги на нервную систему, а также возможностью переосмысления древних практик в современной реальности.

Эдди автор книги «Одна простая вещь: новый взгляд на йогу как на науку, и её трансформационное влияние на вашу жизнь», создатель приложения «The Breathing App», организатор ежегодной конференции «Inner Peace Conference» в Нью-Йорке.

В начале 2021-го года выходит новое приложение Эдди Штерна, посвящённое микропрактикам, которые могут изменить жизнь к лучшему.

При подготовке материала мы попросили Эдди Штерна поделиться воспоминаниями о процессе записи этого видео и рассказать, поддерживает ли он сегодня с кем-либо из героев связь, однако на любые вопросы, связанные с периодом практики у П.Джойса, он отвечать отказался. Своё решение он объяснил тем, что после любых высказываний на эту тему в его адрес начинают сыпаться обвинения со стороны аштанга-комьюнити.

Однако, ранее Эдди уже рассказывал историю создания видео. Познакомиться с ней можно по ссылке – https://yoga-shala.ru/blog/yoga-articles/videowithguruji/.

Информация собрана и переведена Асей Кудрявцевой из открытых источников. 

Нравится? Поделись с другими