- Статья

Месяц практики с учителем вместо пяти лет дома: Леонид Ланин о роли гуру

Мне повезло обучаться у очень великого мастера аштанга-йоги Шри Кришна Паттабхи Джойса. Но я сначала хочу сказать пару слов о том, что такое гуру. Это в узком смысле человек. Нас в Майсоре так учили: «гу» – это невежество, темнота, «ру» – это свет и знание. То есть это человек, который нас ведёт от незнания, невежества к свету знания, свободе, освобождению. Но нужно понимать, что есть узкое понимание этого слова, а есть широкое. В широком смысле нужно понимать это так, что принцип гуру заложен во вселенной. То есть все основные законы вселенной – они цикличны, и всё так запрограммировано, что благодаря этой цикличности мы и способны обучаться. То есть мы способны обучаться, повторяя какие-то действия. Какие-то процессы в нашем теле меняются каждые два часа: то один орган активен, то другой. Понаблюдаем за окружающим миром: день–ночь, день–ночь, солнце заходит. То есть эти повторяющиеся процессы к чему-то нас призывают, к каким-то разумным действиям, к обучению. И вот в широком смысле этот процесс обучения заложен в каждый день. Каждый день — это маленькая жизнь и мы способны чему-то научиться за это время. В узком смысле гуру — это учитель, и есть учителя, которые учат каким-то простым вещам, базам, не фундаментальным вещам, но у всех чему-то можно научиться. Я вспоминаю, когда начал изучать йогу, это было больше 30 лет назад, я до сих пор не могу забыть очень поучительный случай: я колебался 2-3 месяца у стены, не мог разучить стойку на голове. Но тогда йога была запрещена, были группы здоровья. И вот я записался в такую группу, и буквально на втором занятии я уже смог стоять на голове спокойно. Оказывается, всё было просто: я очень широко разводил локти и поэтому не мог стоять на голове. То есть непосредственный контакт с учителем, с мастером на таком простом примере показывает, что мы схватываем суть дела, развиваемся и идём вперед. Гуру здесь является катализатором, он ускоряет наши процессы. А как известно, кто встал на путь духовного развития, это непростая вещь, у нас много препятствий, нас держит очень много самскар, привычек дурных, которые идут из прошлых жизней, из детства нашего. От этих вещей самому избавиться сложно, нужна какая-то помощь извне. И вот гуру просто своей энергией разрушает нашу клетку и освобождает нас.

Учитель мой — Паттабхи Джойс, у которого я учился пять лет в Майсоре, в Индии. А Индия — это вообще загадочная страна, где всё пропитано любовью, вся природа находится в каком-то экстазе. Они называют это бхакти. Поэтому простое пребывание в этой стране — это большая удача, а если ещё и обучаться йоге — это супер-удача. После моих поисков, которые длились достаточно долго, лет десять я искал какую-то систему интересную, и только вот спустя десять лет мне удалось найти такую систему. Это была запись на кассете, и уже там, когда я увидел гуруджи… Он обладал какой-то магической силой, у него была энергетика очень мощная. Я только один раз увидел эту кассету и понял, что это моё. Я стал заниматься каждый день, но спустя три-четыре года я понял, что я стою на месте, не развиваюсь, многого не понимаю. И тогда мы с друзьями узнали, что в Майсоре есть школа, учитель там преподает, что туда можно поехать. То есть непосредственный опыт получить от гуру. Мы с друзьями поехали, это было просто интересно. Мы ехали на ночном автобусе из Тривандрума в Майсор, и когда мы сонные утром выползаем с рюкзаками из автобуса, там стоит полиция с дубинками и спрашивает: вы откуда, вы куда, вы зачем. Я подумал — ну, всё, сейчас нас заберут и никакой нам йоги. 

Мы им честно ответили, что приехали с учителем йогой заниматься, и они так с пониманием: «О, йогой! Так вам туда надо идти». И направили нас. Я тогда был в таком восторге, что к йоге там относятся с таким трепетом и знают учителя. С этого момента началось наше обучение. Сначала мы поселились в старом районе, где была старая шала. Там жили все йога-звезды нынешние: Джон Скотт, Лино Миеле, Эдди Штерн — все эти великие ученики Джойса. Мне очень нравилось жить в их отеле, я жил там довольно долго. Иногда, когда я туда приезжал, мест не было и меня селили на крыше. Там стоял огромный котёл, туда подкладывали дрова и нагревали воду. То есть иногда этом отеле даже можно было помыться. Было здорово: запах дров, костёр, а вверху звёзды, тишина. А утром, – чем интересно утро в Индии, – оно начинается сразу с мантры, поют все храмы, и это пробуждение, оно сразу тебя очень хорошо организует. И всё в Индии происходит очень быстро. Мы приехали, это была суббота, мы пошли просто посмотреть на шалу, как туда добираться. Пришли, ворота закрыты, никого нет. Ну, нашли и хорошо. Немного расстроенные отходим и вдруг подъезжает два автомобиля: из одного выходит Паттабхи Джойс, из другого Шарат. Мы такие ошарашенные были, растерялись, а они подходят и испрашивают, что мы хотим. Нас быстро зарегистрировали, спросили, знаем ли мы последовательность (мы всё это знали, потому что каждый из нас уже много лет занимался), сказали приходить завтра рано утром. Мы вернулись в Лакшмипурам, за 15 минут нам нужно было научиться ездить на скутере. Мы приехали в 2004-ом году, старая йога-шала уже не работала, работала новая в Гокуламе. Нужно было очень быстро научиться ездить на скутере (я никогда раньше не пользовался этим транспортом), чтобы через весь город в четыре утра по ночному Майсору, когда ни одного человека нет, мчаться в йога-шалу. И ты приезжаешь такой, немного подмёрзший, потому что в Майсоре в это время очень прохладно, слегка проснувшийся, а там уже вовсю занимаются, пот и дым коромыслом, гуруджи стоит там и всех обучает. Очень необычное время. И там началось моё, так сказать, более глубокое изучение метода. Я там узнал, что, оказывается, это именно метод аштанга-йоги, что учиться этому нужно долго. Когда гуруджи спрашивали: а сколько нужно учиться, он отвечал, что очень долго и даже, если вы получите все необходимые сертификаты, то обучаться нужно продолжать и продолжать приезжать, потому что метод очень глубокий. И всегда его спрашивали об асанах. В начале я уже говорил про принцип цикличности и повторения. То есть все духовные практики основаны на этом принципе цикличности. И поэтому, когда гуруджи спрашивали сколько делать асану, чтобы она получилась, он отвечал, что нужно сделать её хотя бы 1200 раз, что это как минимум. То есть этот принцип повтора, цикличности – фундаментальный. Поэтому аштанга-йога является аутентичной практикой, основанной на всех законах природы. Там же я узнал тогда у гуруджи, что основной принцип метода — это тристана, что составляющими практики являются не только асаны, но концентрация, дыхание. Потому что многие начинающие путают и называют другие составляющие. Прошу не путать. Там же процесс обучения происходил следующим образом. В старой йога-шале всё было по-другому, мне рассказывали. Мне не повезло (а может быть, повезло), там была очень интенсивная практика, занимались два раза в день: утренняя практика в 4 утра и вечерняя в 18 вечера. Было очень много правок. Кто занимался в старой шале, у тех совсем другие воспоминания. Новая йога-шала открылась в 2002-ом году, а мы приехали в 2004-ом. И уже там всё происходило немного по-другому, было только одно утреннее занятие, было два led-класса, с воскресенья начиналась неделя, в пятницу заканчивалась led-классом. Таким образом, в новой шале были новые порядки, плюс ввели выходные дни, Новолуние и Полнолуние. Раньше всего этого не было, раньше занимались очень долго. Гуруджи говорил, что он просыпался в три, в четыре уроки начинались, и до двух, до трёх часов дня, как он говорил, «ноу итинг, ноу дринкинг». Это был совершенно мощный человек, конечно, так трудиться… Таких людей очень мало. Можно понять, почему он дал такое мощное движение направлению. И само направление поставлено такими выдающимися людьми. Очень сильная школа. Я на себе почувствовал мощь этой школы. Первое впечатление, которое я получил от контакта с гуруджи, было очень интересное. Он уже был в годах, правил не так много, но иногда подходил. Первое глубокое впечатление у меня осталось до сих пор, после дроп-бэков, бэкбендинга делают Пашчимоттанасану.

Очень важно найти по возможности своего учителя. Не зря в Индии почитают учителей. Там очень глубоко почитают знания, у них буквально вся культура проникнута любовью к знаниям и тягой к просветлению.

Сейчас этого не делают, а раньше гуруджи ложился тебе на спину животом, брался за твои стопы и хорошо так вытягивал твой позвоночник. Когда он лёг ко мне на спину, и у него такой животик уже был хороший… Он был мощный мужчина…. Я почувствовал, как я провернулся в тазобедренных суставах. И я подумал про себя: «Ну вот, йога началась». Такие были мощные впечатления. Я уже говорил в начале, что задача у гуру непростая – избавить нас от своего эго, разрушить нашу клеточку, в которой мы пребываем и порхаем. Кроме того, он является катализатором наших внутренних процессов. То есть те, кто находятся в стадии поиска, ищут развития, гуру им очень необходим, потому что он ускоряет все процессы. Все это понимают, и он сам говорил: месяц практики со мной эквивалентно пяти годам домашней практики. Так оно и есть, я на себе это почувствовал. Пять лет я занимался, у меня были серьезные проблемы с прогибами, а в Майсоре я позанимался и единственное, что я мог сделать – это просто упасть с мостика на руки и всё, это был мой максимум. А потом мы поехали после Майсора немножко отдохнуть на море, я там нашёл берег пологий, встал на нижнюю часть, схитрил немного, потом упал ладонями на песок и поднялся. И все, кто там это увидели, обалдели: вот это да, месяц побыть в Майсоре и подняться на ноги из моста. Но это был трюк, так как на ровном месте это тяжелее сделать, но тем не менее, это пример того, что, занимаясь с мастерами, мы получаем такой мощный движок продвигаться вперед. Сейчас, конечно, всё меняется, меняется очень быстро, но основные принципы остаются. Что мне остаётся делать? Призывать вас не унывать. Очень важно найти по возможности своего учителя. Не зря в Индии почитают учителей. Там очень глубоко почитают знания, у них буквально вся культура проникнута любовью к знаниям и тягой к просветлению. Они считают, что основная задача пребывания нашего на земле – это путь к освобождению, к просветлению. Поэтому любое действие в Индии связано с почитанием и поисками знаний, с поклонением учителям. Люди просыпаются и начинают молиться восходу солнца. Любое действие – как поклонение учителям, божествам различным. Перед принятием еды у них мантры, перед тем, как выйти из дома. Все действия пронизаны тем, что люди помнят о своём предназначении, почему мы пришли сюда. К сожалению, если мы посмотрим вокруг, особенно в мегаполисах и больших городах, мы увидим, что люди вообще об этом не вспоминают. Люди заняты поисками развлечений и удовольствий, а потом, когда, как следствие, начинаются жизненные трудности, люди начинают удивляться, а почему плохо там, плохо здесь. 

Хочу сказать, что йога это не развлечение. Я говорю это, потому что наблюдаю, как многие занимаются, вижу, как приходят ученики, какое у них отношение к занятиям. К сожалению, наблюдается такая картина, что очень многие не понимают смысла этого занятия. Это не дополнительная опция к развлечениям, которые у нас есть, это нечто другое. Это путь. Когда гуруджи спрашивали, зачем нужна первая серия, он говорил, что это путь к просветлению. То есть этот метод аштанга-йоги – он как раз (я не буду углубляться, я много говорил про это), для того, чтобы преодолеть. Здесь грамотно и мудро выстроена эта практика, которая не на словах, а на деле помогает преодолеть трудности, стоящие перед нами на духовном пути. Людям начинающим, у которых много сомнений, им сложно, но этот путь, он быстрый. Ты чувствуешь, насколько практика живая. Многие практики могут быть эффективными, они все требуют своих учителей и времени, но аштанга, благодаря своей мощной линии передачи, много лет многие люди испытывают её, и она продолжает работать и привлекает внимание многих. Только мы сами тормозим. Практика живая, она требует глубокой преданности. Так что всех сомневающихся и в поиске я призываю практиковать. Это знание живёт, метод работает, так что всем рекомендую.

Записала Диана Гуцул. 

Нравится? Поделись с другими