- Статья

О гармонии праны и апаны: Леонид Ланин объясняет, почему аштанга-йога — это йога дыхания

Мы существуем в пяти пространствах, которые неотделимы друг от друга, пронизывают друг друга и очень взаимосвязаны. При этом витальное (праническое) тело тоже имеет свою структуру. Его основные пять потоков (пульсаций) – это поток удана-вайю, он отвечает за наши органы чувств; затем идет прана-вайю, он отвечает за вдох и набор энергии; самана-вайю отвечает за пищеварительную систему; поток апана-вайю отвечает за выдох, он нисходящий и выводит токсины из тела; и последний – вьяна-вайю – распределён по всему телу, контролирует нашу энергетику и согласованность всех частей тела. 

Когда мы рождаемся, первыми образуются силовые каналы, их называют нади. Затем вдоль них начинает развиваться нервная система, – она как бы дублирует энергетические каналы и через неё мы уже управляем органами: сердцем, лёгкими, диафрагмой, и, как следствие, потоками крови, кровеносной системой. То есть всё это осуществляется нашим витальным, энергетическим телом через нервную систему. Также идет влияние на иммунную (лимфатическую систему). Два основных потока мы должны знать, им уделяется внимание в аштанга-йоге – это прана и апана. Прана – это восходящий поток, который отвечает за набор энергии, апана – нисходящий, который отвечает за вывод токсинов. Наша первостепенная задача – соединить эти два потока, чтобы они взаимодействовали гармонично. Когда мы рождаемся, то эти пульсации праны и апаны гармонично функционируют в нашем теле, но по мере того, как мы продвигаемся  по внешней  жизни, социуму, происходит разбалансировка этих потоков, что провоцирует дисбалансы, болезни в теле,  на эмоциональном и ментальном уровнях мы начинаем впадать в иллюзию и неправильно ориентироваться во вешнем мире, мы попадаем в потоки различных проблем и так далее. Поэтому первичная наша задача – вернуть этот изначальный ритм.

Прана и апана управляют дыхательной системой, кровеносной, сердцем, лёгкими и нашей иммунной системой. Поэтому на физическом плане важно понимать, что самой основной мышцей, мышечным  органом, отвечающим за дыхательные процессы, является диафрагма – это самая большая мышца в нашем теле, куполообразная, с передней стороны крепится к нижним рёбрам, а с задней – к позвоночнику, где заканчивается грудной отдел и начинается поясничный. Опять же, основная вещь, которую надо знать – всё в нашем теле очень взаимосвязано, гармонично и глубоко, а проблемы возникают, когда гармония и связь утеряны.  Наша задача – собрать воедино эти растерянные части. Связующим звеном в этом случае является наш позвоночник.

Что касается иммунной системы, аштанга уделяет ей огромное значение как в практическом, так и в теоретическом плане, но сейчас мы коснемся практических аспектов.  Когда мы укрепляем витальное тело, главным аспектом для нас является дыхание. Дыханием управляет мышечная структура – диафрагма, это очень важная мышца, её иногда называют вторым сердцем. Когда мы рождаемся, то первыми включаются в работу сердце и диафрагма, и в течение всей нашей жизни они работают 24 часа от начала и до конца нашей жизни. Понятно, что от работы этой системы зависит качество нашего существования, иммунная система и энергия. Поэтому работе над диафрагмой и её укреплению  надо уделять большое внимание. Как правило, когда мы начинаем заниматься йогой, у нас уже много накопилось различных проблем и в физическом теле, и в эмоциональном, и в ментальном. Всегда нужно начинать с простых вещей: мы знаем, что диафрагма крепится к позвоночнику и нижним рёбрам, сразу же из этого вытекает то, что для освобождения диафрагмы нужно освободить позвоночник, вытянуть и выпрямить спину. Поэтому, когда мы приходим на занятие, у большинства из нас дыхание очень поверхностное. Это говорит о том, что диафрагма у нас или зажата, или просто атрофирована и не работает на полную силу. Поэтому и витальность, и качество жизни от этого сильно страдают.

С чего мы начинаем практику? Мы начинаем практику с того, что сначала нам нужно вытянуть позвоночник, выпрямить спину и тогда начнёт освобождаться задний отдел диафрагмы. Затем нужно раскрыть грудную клетку, обеспечить подвижность её рёберной части, и постепенно таким образом освобождается диафрагма, она начинает более свободно двигаться. И затем мы уже начинаем её укреплять, потому что вклад диафрагмы в работу дыхательной, нервной системы, иммунной, кровеносной системы неоценим. Диафрагма не только участвует в процессах дыхания, она также берёт на себя основную роль по выкачиванию огромного объёма венозной крови из ног и области таза, вверх, к лёгким. Кроме того, диафрагма крепится ко всем восьми внутренним органам, и когда мы её освободили, она начала  более-менее эффективно работать, двигаться. Так как она связана со всеми внутренними органами, она начинает влиять на их работу, она массирует их и приводит в тонус. А самая опасная вещь, напоминаю, это застойные явления: застой, стагнация и смерть, всё. Поэтому обеспечить динамизм внутренних органов, всех жидкостных систем – в этом огромная роль диафрагмы. Это то, что касается физического уровня, но я уже говорил, что те пять пространств, в которых мы существуем, они пронизывают друг друга и нельзя сказать, где заканчивается одно и начинается другое. Поэтому влияние их друг на друга огромное. Поэтому нарушения, например, в праническом теле бывают, если какой-то канал нади заблокирован, а нервы идут вдоль этих каналов нади, тогда возможны дисфункции. Эти болезни нельзя вылечить на уровне физического тела, то есть какими-то таблетками. Дисфункция на уровне пранического тела устраняется только восстановлением дыхательной системы и каналов нади. Не даром все продвинутые мастера йоги не говорят о костной системе, мышечной, в основном у них речь идёт о нади. В «Йога-мале» Паттабхи Джойса каждая асана рассматривается с точки зрения влияния на витальное, энергетическое тело, на то, какие узлы она прорабатывает. Потому что энергетика, витальное тело определяет всё остальное. Поэтому многие говорят, что аштанга-йога – это йога дыхания. Но сначала нужно выстроить физическое, костное, мышечное тело – когда оно более-менее отрегулировано, тогда на первый план выходит дыхание. И наша задача с годами практики – синхронизировать с помощью виньяс поток праны и поток апаны. Апаны особенно, это поток исходящий, если мы его не контролируем, мы теряем много витальности, силы, и организм быстро изнашивается и стареет. Почему так важны бандхи, замки энергетические?  Чтобы удерживать апану, нашу витальность, держать прану и апану в гармоничном содружестве. Так уж мы устроены, если нам удастся гармонизировать прану и апану и вернуть наш изначальный ритм, то наш ум постепенно растворится в ритме нашего дыхания и успокоится, а когда он спокоен, мы возвращаемся к своей истиной природе и гармонии. 

Итак, праническое тело через нервную систему регулирует наш иммунитет. Наша первая задача – активировать диафрагму, чтобы она стала сильной и эффективной. Какими асанами это можно сделать: скрутки, прогибы и перевёрнутые. Если с прогибами ещё проблема, то можно использовать очень хорошие асаны начального уровня: например, шалабхасана — очень мощная асана; уштрасана. Если включить в ежедневную практику несколько несложных скруток, шалабхасану, уштрасану и несколько перевёрнутых, то вы заметите, что ваше самочувствие начнёт постепенно улучшаться. А что касается практики аштанга-йоги, то этот процесс включения диафрагмы начинается с первых шагов. Процесс включения дыхания начинается с Сурья Намаскар. Если мы начнём читать книгу Паттабхи Джойса о физиологических воздействиях Сурья Намскар, то мы увидим, что на этом примере он писал о таком эффекте правильного дыхания, как избавление от эпилепсии. Я не понимал этого раньше, думал, как так, но потом понял, что всё это делается через дыхание, так как нади влияет непосредственно на нервную систему. Если вы интенсивно работаете с Сурья Намаскар, то включается диафрагма, включается дыхательная система, праническая система обогащается и постепенно через витальное тело мы выстраиваем и выздоравливаем свою нервную систему. С первых шагов. Далее идёт стоячий блок и остальные асаны – всё это неслучайно и направлено на восстановление дыхательного процесса. Асаны стоя как раз освобождают жировые отложения в пояснице и области живота. Затем идёт работа с позвоночником, его вытяжение, освобождение поясничных мышц, связанных с диафрагмой.  И постепенно этот дыхательный процесс восстанавливается, становится более мощным, эффективным, а наша иммунная система укрепляется. Система энергетических каналов, которая, согласна йоге, состоит из 72 000 каналов, выделяет три основные – самые мощные и сильные, которые стартуют у основания позвоночника и идут вдоль него: пингала (правый канал), ида (левый) и средний (сушумна). Эти три канала и три замка усиливают нашу витальность. Если мы откроем «Йога-малу», то в ней огромное значение выделяется последней асане, которая не столько асана, – утплутихи. В книге написано, что удержание утплутихи более минуты способствует открытию узлов, и постепенно, когда тело очищается, структура выстраивается, удержать её легче, открытые каналы наполняют нашу витальную систему, мы становимся сильнее, более активно работает дыхательная система, за счёт этого увеличивается наша способность к сопротивляемости и усиливается иммунитет.

Нравится? Поделись с другими