- Переводы

Тим Фелдман о физических правках учителя как внутренней карте ученика

Правки в йоге — это прямой и персонифицированный способ общения и преподавания. Как для учителя йоги, так и для ученика ориентация в этом мире правок может быть похожа на ходьбу по канату. Хорошо выполненные правки могут обладать большой трансформационной силой — такой вывод делает международный преподаватель йоги Тим Фелдманн, основываясь на своём опыте практики йоги. Однако физические правки могут иметь свои недостатки.  Давать учащимся устные инструкции — это одно, а устанавливать физический контакт с телом ученика — это совсем другое: он может показаться неуместным, неудобным, интимным, привести в замешательство, сбить с толку или даже привести к физическим травмам, если правка была слишком глубокой. 

Yogamatters обратился к Тиму Фелдману, директору Miami Life Center и авторизированному учителю аштанга-йоги, с просьбой поделиться своей точкой зрения на этот вопрос. 

— Что вы думали о физических правках, когда вы начинали практиковать и преподавать йогу?

— Мой личный опыт был таким. Одна из причин, по которой я начал заниматься аштанга-йогой, заключалась в том, что я познакомился со старшим сертифицированным учителем Лино Миеле во время одного из его первых визитов в Копенгаген, где я жил в 1999 году. В то время он был одним из двух основных учителей аштанги в Европе (другим был Джон Скотт). В Европе было несколько других учителей, работающих в небольших шалах, но большинство людей практиковали с Лино или Джоном.

Руки Лино влюбили меня в него, поэтому, когда он говорил мне: «Ты должен позволить мне править тебя руками», мой единственный вопрос был «Как мы будем это делать?». Лино являлся и продолжает быть тем, кого мы можем назвать «невербальным» учителем, он всегда использует физические правки и жесты перед устным объяснением. Словесные инструкции всегда просты: «нога туда», «скрутись здесь», «нос — дришти», «продолжай»… вот такие инструкции он обычно даёт. Лино умело и точно поддерживал и ускорял моё освоение асан одними руками. Под его правками моё тело было похоже на мягкую глину. Они часто бывали твёрдыми, всегда — заботливыми и никогда — не выходящими за рамки, они всегда были прочувствованными и очень интуитивными. На тот момент и до сих пор я не встречал учителя с таким же уровнем мастерства, глубины и кинестетического понимания, учителя, который мог бы без слов объяснить выполнение асаны так, как это делал Лино. Когда Лино кладёт на вас руки, вы таете, вы понимаете, что значит сдаться. Вот таким было влияние Лино на меня, я узнал от его рук больше, чем может показаться возможным. Я благодарен ему по сей день.

— Почему физические правки являются неотъемлемой частью традиции аштанги? Являются ли они неотъемлемой частью вашего обучения? Нужны ли физические правки? Если так, то почему?

— Значительная часть методологии обучения в нашей традиции основывается на физических правках. Когда вы помогаете студенту входить и выходить из асаны, это даёт беспрецедентную кинестетическую обратную связь, благодаря которой понимание сути асаны происходит глубоко в теле практикующего. Внутренние ощущения, которые сопровождают правильно выполненную позу, дают ученику внутреннюю карту для определения и воссоздания физической механики этих иногда очень сложных поз. Без знаний, сформированных глубоко в теле, значительно сокращается польза йоги как для тела, так и для разума.

Из трёх средств, доступных нам при изучении асан — вербальное обучение, визуальное восприятие и внутреннее ощущение — ощущение является наиболее полезным для индивидуального опыта и глубокого внутреннего понимания. Следовательно, на мой взгляд, физические правки являются важной частью методологии аштанга-йоги. Я знаю огромное количество практикующих йогу и учителей, не поддерживающих идею необходимости физических правок, но, имея опыт правок опытного учителя, я осознаю их огромный потенциал. Хотя, конечно, необходимость правок также зависит от самой атмосферы обучения. 

Я не знаю других методов или стилей йоги, в которых обучение проводится в традиционном для аштанга-йоги стиле Майсор-классов, где ученик практикует в своём собственном темпе и с той частью последовательности, которая ему соответствует. Этот формат даёт преподавателю возможность направить своё время и свой фокус на физические правки, так как он не участвует одновременно в практике всех студентов. Стиль Майсор-классов в аштанге, этот персонифицированный метод практики, вызывает медитативное состояние практикующего и делает слова гораздо менее необходимыми, если не вовсе разрушительными в некоторые моменты. 

Но, конечно, аштанга-йогу можно преподавать без физических правок, только с помощью устных инструкций. Но это вполовину менее эффективное обучение, так как информация должна сначала пройти через интеллект, а затем быть выраженной с помощью языка.

— Как вам удаётся определить своим преподавательским взглядом, что в этой ситуации точно нужна правка? 

Прежде всего, по моему опыту, никогда не существует 100% уверенности! Никогда. Ни в чём. Мы не можем сказать, что я прав, а вы не правы ни по какому вопросу… существует ли Бог… полезен ли кейл или нужна ли правка… для меня это игра в проценты.  Люди, которые на сто процентов уверены в своей правоте, вызывают у меня удивление и зависть, так как моя врождённая привычка задавать вопросы часто утомляет и сбивает с толку.

Тем не менее, оценки необходимы и решения должны приниматься каждый день нашей человеческой жизни. Как говорится, ты должен уметь делать выбор, основываясь на неточной информации. Что касается преподавания йоги, я обнаружил следующее. Если вы потратили достаточно времени на изучение того, как ориентироваться во внешнем и внутреннем ландшафтах нашего тела и ума, если у вас есть достаточное, живое знание того, как мы, люди, реагируем на те или иные вещи и как функционируют наши тело и разум, если мы потратили много времени на практику асан, а также на изучение лежащих в основе йоги философских знаний (и на другие такие необходимые учителю йоги знания), мы начинаем видеть вещи немного яснее. Мы начинаем оценивать определённые признаки и интуитивно понимать, какой инструмент лучше использовать, а какой будет менее эффективным. Затем мы либо решаем вмешаться, чтобы дать словесные инструкции или поправить физически, либо мы решаем отойти и позволить практикующему самому почувствовать то, что он ищет. С другой стороны, после правки мы делаем шаг назад и оцениваем, насколько хорошо она укоренилась, идёт ли всё так, как мы задумали, необходимо ли уточнение, не вызвана ли нежелательная реакция, для исправления которой нам нужно углубиться в себя и в свои знания. Звучит сложно, но здесь всё дело в рефлексии. Вы должны наблюдать, думать и действовать последовательно: чтобы оценить необходимость движения, нужно учитывать все аспекты, которые влияют на результат, — будь то обучение йоге или езда на велосипеде в условиях городского трафика.

— Каковы преимущества и недостатки физических правок для начинающих?

— Помимо всего выше сказанного, важно помнить, что физический контакт между людьми является вещью первичной. Он имеет возможность обходить многочисленные уровни интеллектуализации, а, как мы все знаем, ум не всегда является нашим лучшим другом. Современная психология и лечение травм постепенно начинают осознавать ограниченность терапии, основанной на словах и идеях, и в настоящее время в этих областях складывается направление, в рамках которого используются соматические подходы для лечения многих неблагоприятных психологических и физических состояний, например, посттравматического синдрома.

Когда мы обращаемся к себе и к другим через тело и с помощью тела, в некоторых случаях нам удаётся соприкоснуться с источником и найти доверие и основу так, как это не представляется возможным при применении процессов мышления.

— Что необходимо знать об ограничениях или травмах ученика, прежде чем применять к нему физические правки?

Необходимо понимать, что мы все уязвимы и часто глубоко травмированы. Это врождённое состояние человека. Необходимо понимать, что действовать нужно заботливо, внимательно и осторожно, чтобы пресечь возможность усиления врождённой извечной боли, которая присутствует во всех нас.

Если есть сомнения, мы спрашиваем практикующего.

— Важно ли спрашивать разрешение перед правкой, и если да, то каков наилучший способ сделать это?

— Необходимо установить доверие, прежде чем выполнять любую работу. Без доверия между двумя людьми ничего не случится, и занятия йогой ничем не отличаются. Мы устанавливаем доверие шаг за шагом.

Я могу просто сказать «привет» и встретить вас, когда вы первый раз пришли на Майсор-класс, помочь расстелить коврик, показать вам, как делается приветствие солнцу, аккуратно соединить ваши руки или поправить локоть в первый день, и отправить вас домой немного озадаченным минимальным количеством движений, но с ясным ощущением, что мы работаем вместе над вашим новым проектом — вашей практикой.

Когда устанавливается базовое взаимное уважение, мы двигаемся до той точки, когда слова и действия свободно перемежаются, и с этого момента мы переходим к физическим или словесным правкам, в зависимости от того, что является более эффективным инструментом. То есть я хочу сказать, что  вы можете спросить разрешение без слов, если вы настроены слушать внимательно, и то, что голова не знает всего этого, зато часто это знают сердце, желудок или кишечник. Право говорить должно быть предоставлено всем центрам познания в теле, иначе мы окажемся в реальности, основанной исключительно на интеллекте, и лично я не вижу в этом необходимости и пользы.

— В связи с деликатной дискуссией, которая возникла не так давно вокруг вопроса физических правок, многие учителя йоги вообще отказываются от них. Каково ваше мнение по этому поводу?

— Возможно, это к лучшему. Я встречал много людей, которые преподают какую-то йогу, но очень мало знают о том, что такое йога и какова её цель. Кроме того, требуется много времени, чтобы понять тело, чтобы развить «рентгеновское зрение» и научиться видеть то, что происходит под кожей. Попытка предугадать всё то, что происходит с практикующим, когда мы говорим ему что-то или поправляем, равносильна игре в шахматы, в которой вам нужно предвидеть следующие пять ходов вашего напарника.

Но я предполагаю, что ваш вопрос связан с движением #metoo, которое фокусируется на сексуальных домогательствах, часто в форме злоупотребления властью. Позвольте мне повторить то, что я написал в статье на эту тему в начале года: «При работе со студентами как над начальными, так и над продвинутыми асанами, между уместным и неуместным прикосновением может быть тонкая грань. В постоянном стремлении уважать психо-эмоциональные границы ученика, связанные с тактильными контактами, я прошу всех наших учителей в Miami Life Centre сохранять физические правки простыми, ясными и лёгкими (в «зонах низкого напряжения», как называет это прекраснейший Дэвид Свенсон), и работать только с теми участками тела, которые не имеют никакого сексуального контекста. Только когда между учеником и учителем установлено глубокое доверие, мы можем обратиться к методам правок, которые предполагают более профессиональное и глубокое отношение к анатомии, и требуют более точного положения рук и более ясного положения тела, чтобы практикующий мог понять глубинную механику тела без какого-либо недопонимания или чувства нарушения границ.

— Как учитель йоги может достичь необходимой уверенности и умения осуществлять правки?

— Практика, практика, практика!

Я имею в виду многие годы личной практики, глубокое чувство любопытства, любви и интереса к вопросу йоги и асан и, желательно, усердное изучение анатомии и физиологии.

Это не то, что мы можем узнать на семинаре выходного дня.

— Как динамика распределения силы между учеником и учителем может повлиять на осуществление и получение физических правок?

— Эта связь не отличается от отношений родитель-ребёнок. Доверие должно быть заслужено. Вы должны медленно добиваться разрешения студента. Социальные соглашения и личные границы являются важной частью общества, в котором мы работаем в качестве учителей йоги, поэтому мы должны их уважать.

Мой учитель говорил: «Медленный рост — это хороший рост». Если мы прогрессируем с осторожностью, внимательностью и взаимным уважением друг к другу, обучение и знания могут передаваться с минимальным вмешательством.

В конце концов, мы занимаемся передачей глубокой мудрости, накопленной за столетия мужчинами и женщинами с самым высоким интеллектом и глубочайшей проницательностью. Мы являемся крошечными проводниками в этом грандиозном обмене знаниями, поэтому давайте постараемся не «испортить» их, а «пробудиться» и быть в поисках той методологии и того пути, которые несут наименьшее количество страданий и имеют наибольший потенциал исцеления для всех участников.

Источник перевода — https://www.yogamatters.com/blog/tim-feldmann-yoga-adjustments/

Перевела Ася Кудрявцева. 

Нравится? Поделись с другими