- Переводы

Восток и Запад в нервной системе Эдди Штерна

В этой финальной главе мы рассмотрим причины, по которым нервная система и дыхание так важны для нас. Это сложная тема, но только в её рамках можно ответить на вопрос, почему йога работает. Наша нервная система устроена крайне сложно, поэтому я буду описывать её в широком аспекте, освещая наиболее общее понимание её функционирования и при этом используя как терминологию йоги, так и научные термины. Я представлю некоторые факты об анатомии нервной системы, но по большой мере я буду говорить о том, как осознанное дыхание и другие практики влияют на те процессы, за которые отвечает нервная система. 

В этой главе мы рассмотрим следующие вопросы: 

  • праническая система и система нади;
  • нервная система;
  • симпатический и парасимпатический отделы автономной нервной системы (включая блуждающий нерв);
  • функции ствола головного мозга;
  • в какой части мозга находится клеша;
  • четыре практики, используемые в йоге с целью гармонизировать работу мозга и функционирование нервной системы. 

Мы не можем жить без дыхания, хотя мы и не задумываемся о нём до тех пор, пока оно не сбивается. В целом, это можно сказать не только о дыхании, но и о всех частях и органах нашего тела — мы не задумываемся о нашем теле, пока у нас ничего не болит. Мы уделяем огромное внимание нашим волосам, лицу, фигуре, но мы почти не замечаем тех частей нашего организма, которые позволяют нам двигаться, тех, которые действительно влияют на качество нашей жизни, как например: печень или почки, или изменение нашего сердечного ритма.  Наше тело не рождается с гарантийным талоном или планом переоснащения; мы не можем просто выкинуть его и взять новое, чтобы начать всё сначала, когда что-то пошло не так. Когда речь идёт о нашем здоровье и о долголетии, постоянные поддерживающие меры имеют большое значение. 

Наше тело обладает колоссальным потенциалом излечивать себя. Древние йоги уделяли большое внимание дыхательным практикам, потому что они оказывают огромное влияние на работу нервной системы, которая отвечает за внутренний баланс и автокорректирующий механизм, называющийся гомеостаз. Дыхательные практики не были  отделены от практики асан и других практик, поэтому мы также рассмотрим, как все  они совместно влияют на работу нервной системы. Осознанное дыхание, однако, является одним из самых простых способов достижения баланса наших автономных, или автоматических, ритмов тела и развития навыков, необходимых для их корректировки как в повседневном поддерживающем режиме, так и в тех случаях, когда наши системы выходят из равновесия. Нервная система координирует активность клеток, всех физиологических процессов, а также эмоциональных реакций на окружающий мир, поэтому укрепление и гармонизация нервной системы являются ключом к физическому и эмоциональному здоровью. Гомеостаз — это процесс адаптации нашего тела к изменениям в окружающей среде посредствам реагирования нервной системы, а также это процесс, обеспечивающий стабильность кровяного давления, температуры тела, газового обмена, кислотно-щелочного баланса крови с помощью их корректировки в зависимости от изменения окружающей среды. Эта система развивалась в течение миллионов лет эволюции. Нужно отметить, что тело тратит огромное количество метаболической энергии, чтобы сохранять этот баланс и поддерживать работу гомеостаза. 

С точки зрения йоги забота о теле как о доме, в котором мы живём, одна из четырёх главных обязанностей человека. Это наша работа — поддерживать чистоту тела как внешнюю, так и внутреннюю, следить за тем, чтобы оно хорошо функционировало и было гибким. В Дхарма-Шастрах сказано, что наша первая шастра, или обязанность, — это обязанность заботиться о теле. Если мы будем хотя бы чуть-чуть поддерживать свои тела каждый день, они будут служить нам дольше, функционировать лучше и мы сможем заботиться о наших семьях, служить обществу и жить более наполненной жизнью. 

Способность регулировать работу нервной системы и использовать систему гомеостаза — это одна из составляющих умения адаптироваться, что означает, что мы можем перезагрузиться и вернуться в нормальное состояние как после выполнения наших ежедневных обязанностей, так и после болезни, усталости, эмоционального стресса и травмы. Все практики, которые мы обсуждали в этой книге, повышают нашу адаптивность и помогают нам вернуться в состояние баланса и чувствовать себя полными энергии на ежедневной основе. Когда наша система оказывается угнетённой под воздействием одного из перечисленных выше факторов стресса, ей требуется больше времени для восстановления. Это означает, что, возможно, нам нужно взять паузу и дать организму возможность вернуться в исходное состояние. Когда мы глубже проникаем в суть механизмов различных практик йоги, мы обнаруживаем, что их ключевым аспектом является развитие способности регулировать нервную систему, которая возникает благодаря практике асан и пранаямы. 

Пять составляющих праны

С позиции йоги рассмотрение нервной системы следует начинать с описания праны, потому что она стимулирует все основные процессы, которые происходят в нервной системе. Приблизительное значение слова «прана» включает в себя и понятие «дыхание»,  и понятие «жизненная энергия». В текстах о йоге прана обычно отождествляется с дыханием, потому что дыхание сохраняет жизнь и, следовательно, является жизненной силой, или жизненной энергией. Также прана и противоположный ей процесс — апана — используются для обозначения вдоха и выдоха. Прана является единым процессом, но имеет разные названия в зависимости от того, какую функцию она выполняет. Так, я только один человек, но в то же время я отец моей дочери, муж моей жены, сын моих родителей, учитель моих студентов и студент моего учителя. В санскрите пять функций праны носят следующие названия: прана, апана, самана, вьяна и удана. Прибегая к научным терминам, нужно сказать, что нервная система функционирует посредством нейронов, посылая в них через синапсы нервные импульсы, что позволяет ей управлять телом и осуществлять необходимые операции. В терминологии йоги нейронные импульсы, проходящие через синопсисы, соотносятся с пятью пранами, которые являются аналогами нейронов и функционируют в рамках системы нади — энергетических каналов. На санскрите эти пять пран носят название панча (пять) вайу (ветер). С каждым из этих пяти типов связано большое количество функций нашего тела. Вот основные из этих функций: 

  • прана отвечает за наполнение, питание 
  • апана отвечает за избавление от отходов 
  • самана отвечает за усвоение поступающего питания 
  • вьяна отвечает за транспортировку переработанного материала 
  • удана отвечает за внешнее самовыражение 

Эти пять функций приложимы к любому взаимодействию с окружающим миром, которое мы осуществляем, используя нервную систему и физиологические функции организма. Например, если рассматривать их с точки зрения дыхания, мы можем говорить о следующем распределении: 

  • прана отвечает за вдох 
  • апана отвечает за выдох 
  • самана отвечает за газовый обмен внутри лёгких 
  • вьяна отвечает за транспортировку кислорода в каждую клетку нашего тела 
  • удана контролирует речь и другие исходящие потоки воздуха (отрыжка, кашель и т.д.)

С точки зрения процесса питания:

  • прана — это проглатывание 
  • апана — это вывод отходов 
  • самана — это пищеварение и усвоение 
  • вьяна — это распределение питательных веществ по всему телу 
  • удана — это использование поступившей из еды энергии для взаимодействия с окружающим миром 

C точки зрения восприятие информации через органы чувств:

  • прана — это поступающая информация 
  • апана — это освобождение сознания от поступившей информации 
  • самана — это усвоение полученного опыта, как позитивного, так и негативного 
  • вьяна — это освоение физическим телом полученных впечатлений посредством эмоций, чувств или воспоминаний 
  • удана — это наши действия, обусловленные тем, как мы усвоили и переработали полученный опыт 

Дыхание, пищеварение, очищение, сенсорные впечатления и взаимодействие с миром — вот некоторые из тех процессов, за которые отвечает нервная система, а представленные выше примеры демонстрируют, что состоящая из пяти частей прана контролирует те же самые процессы. В более глубоком понимании прана относится не только к дыханию и энергии, но в целом ко всему процессу наполнения, усвоения, очищения, распределения и выражения. Наша нервная система является регулятором тех же процессов. 

Пять разновидностей праны действуют, или двигаются, через нади. Нади на санскрите имеет значение «флейта, труба, или река». Существует три типа нади: 

  • шира — кровеносные сосуды,
  • дхамини — ответвления нервной системы,
  • нади — энергетические невидимые каналы. 

В литературе о йоге насчитывается семьдесят две тысячи каналов нади, что является символическим числом, которое, как иногда говорят, получается в результате умножения количества знаков зодиака (двенадцать) на первые шесть чакр, так как эти понятия представляют всю совокупность человеческого опыта, развития и эмоций. Вот почему мы говорим о цифре семьдесят два, в то время как наличие семидесяти двух тысяч каналов объясняется их большим количеством. Некоторые тексты говорят о семидесяти двух тысячах каналов как с правой, так и с левой стороны относительно позвоночника. Из этих семидесяти двух тысяч каналов существуют десять, о которых стоит упомянуть. Они берут начало в месте ниже пупка, которое называется кандастхана, и заканчиваются соответственно в

  • правой и левой ноздрях;
  • ушах;
  • глазах;
  • гениталиях;
  • анусе;
  • пальцах ног;
  • кончике языка. 

А также по одному нади для усвоения пиши и контроля за очищением. 

Мы можем увидеть определённую корреляцию между западным определением нервной системы и понятием праны, функционирующей в рамках каналов нади: они, как и центральная нервная система и периферические операции органов чувств, соотносятся c автономными функциями организма, такими как пищеварение, очищение и репродуктивная система. Они также соотносятся с балансом, который является функцией внутреннего уха и соматической системы. Из этих десяти нади выделяют три, которые оказываются наиболее важными с точки зрения йоги: ида (охлаждение), пингала (нагревание) и сушумна (сингулярность). Они также известны как сурья нади (солнце), чандра нади (луна) и брахма нади (чистое сознание). 

Практики осознанного дыхания, такие как пранаяма, стимулируют и приводят в баланс энергетические аспекты иды и пингалы. Посредством дыхания мы соединяемся с нашим внутренним миром, и когда мы чувствуем связь со своим внутренним «я», нам проще сохранять гибкость и баланс во взаимодействии с миром, в котором мы живём, с теми, кого мы любим, с нашими коллегами, политическими фигурами, которые вызывают в нас желание закричать, и так далее. Для того чтобы жить в согласии с окружающим миром и окружающими людьми, нам необходимо сохранять нашу нервную систему в балансе, состояние которого мы можем сознательно культивировать. Осознанное, спокойное дыхание и дыхание попеременно через обе ноздри являются способом развития внутреннего психологического баланса и мощным способом саморегуляции. На более глубоком уровне ида и пингала нади представляют две составляющие сознания: приходящее и уходящее, что также соотносится с тремя состояниями сознания: пробуждения, сна и глубокого сна, — каждое из которых мы проживаем каждый день. Наша самость теряется в этих меняющихся состояниях, в несметном количестве постоянно меняющихся концепций, историй, снов, кошмаров и проекций. Сушумна нади даёт нам возможность идентифицировать себя c нелокализованным взаимосвязанным осознанием, с состояниям чистого бытия, когда энергия, циркулирующая между идой и пингалой, находится в абсолютной гармонии. 

Ида (луна) и пингала (солнце) нади оканчиваются в левой и правой ноздрях соответственно. Они представляют собой все пары противоположностей, которые могут быть рассмотрены как две взаимодополняющие, но не противоположные друг другу части одного целого. 

  • Мужское и женское;
  • Солнце и луна;
  • Логика и интуиция;
  • Горячее и холодное;
  • Ум и чувства;
  • Вдох и выдох;
  • Кортизол и дофамин;
  • Адреналин и серотонин;
  • Реактивность и адаптивность;
  • Симпатическая и парасимпатическая нервные системы. 

С помощью практик асан, а также с помощью различных дыхательных практик, таких как дыхание попеременно через левую и правую ноздри и дыхание через одну ноздрю, йоги стараются сбалансировать все эти противоположности. Во время дыхания каждые 1,5-3 часа происходит смена доминирующей ноздри. Такая смена — это ультра-дианный ритм, являющийся биологическим ритмом, период повторение которого составляет менее двадцати четырёх часов. Например, ультра-дианными ритмами также являются циркуляция крови, пульс, сердечный ритм, выделение гормонов и моргание. Циркадные ритмы, в свою очередь, являются ритмами, повторяющимися один раз в течение двадцати четырёх часов (например, циклы сна). Доминирование одной ноздри во время дыхания объясняется как процессами в вегетативной нервной системе, регулирующими работу слизистой носа, так и доминированием того или иного полушария мозга. Ноздри связаны с мозгом в противоположном направлении, то есть правое полушарие связано с левой ноздрёй, а левое полушарие — с правой.  

Стороны нашего тела также связаны с мозгом в противоположном направлении: правое полушарие контролирует левую часть тела и наоборот. Таким образом, стимуляция мозговой активности при помощи дыхания через одну из ноздрей приобретает особое значение в свете различения каналов иды и пингалы. Несмотря на то что широко распространённые стереотипы о доминировании того или иного полушария мозга (правополушарные люди склонны к творчеству, левополушарные люди склонны к использованию логики) были развенчаны, существуют некоторые функции, которые в большей степени зависят от работы определённого полушария. Так, например, работа левого полушария в большей степени ассоциируется с языковыми процессами, в то время как правое полушарие в большей степени отвечает за сенсорное восприятие. Представление о том, что левое полушарие в большей степени связано с логическим восприятием мира, а правое полушарие — с экспериментальным познанием, имеет под собой определённые основания, однако в реальности всё не так просто, как представляется на первый взгляд. Имея закреплённые за собой функции, полушария мозга действуют более глобально, так как благодаря тонкой сети нейронов, имеющей название «мозолистое тело», они взаимодействуют между собой. Мозолистое тело связывает правое и левое полушария. Например, операции, представляющие собой математические вычисления, происходят как в левом, так и в правом полушариях мозга, но запоминание математических таблиц связано с левым полушарием, а сложение — с правым. И то и другое является математическими операциями, однако они требуют разных  подходов. Разделение функций между двумя полушариями в большей мере связано с тем, как мозг оперирует с информацией, и в меньшей степени с характером самой информации (например, математика). 

С помощью дыхания через правую и левую ноздри мы можем гармонизировать и балансировать наши ультра-дианные ритмы, в то время как стресс, усталость и неправильный образ жизни могут выбивать нас из этих ритмов (здесь мы говорим также и о таких ритмах, как пищеварение и очищение). Дыхание через правую и левую ноздри схоже, например, с симметричной растяжкой правой и левой сторон тела во время работы над асанами; мы растягиваем и правую, и левую стороны для того, чтобы достичь лёгкости движения и адаптации тела к окружающей среде. Когда мы это делаем, мы испытываем чувство гармонии и баланса. С той же целью нам необходимо достичь того, чтобы оба полушария нашего мозга работали. Когда мы дышим через одну ноздрю, фокусируясь только на одной стороне, мы повышаем эффективность функционирования мозга в целом так же, как и, растягивая правую и левую стороны тела, мы повышаем эффективность нашего тела в целом. 

Существует несколько интересных исследований на тему дыхания через одну ноздрю. Они доказывают, что дыхание через правую ноздрю стимулирует наши когнитивные способности, в то время как дыхание через левую ноздрю улучшает наше пространственное мышление, то есть осознание своего местоположения относительно окружающих предметов. Наше пространственное мышление работает, например, в том случае, когда мы идём по тёмной комнате, не задевая находящиеся вокруг предметы или когда мы на улице ощущаем, что подошли слишком близко к другому человеку, или когда мы чувствуем, где заканчивается тротуар. Несмотря на то что процессы обработки информации затрагивают одновременно оба полушария головного мозга, данные исследования всё-таки демонстрируют связь левого полушария с языком и математикой, то есть с тем, что является логичным, последовательным, рациональным, аналитическим и объективным — с тем, что мы осознаём посредством разделения изучаемого предмета на части. Правое полушарие связано с тем, что является менее рациональным и более ассоциативным, например, с поэзией, музыкой и со всем тем, что интуитивно, субъективно и целостно — с тем, что мы рассматриваем как целое, не разделяя воспринимаемый объект на части. 

Нейроанатоммст Джил Боулт Тейлор в своей книге «Удивительный удар прозрения» описывает в тончайших деталях, как левая сторона мозга контролирует наши способности ходить и говорить и как, обладая особой креативностью, правая часть мозга позволяет нам видеть картину в целом, благодаря тому что триллионы клеток, объединяясь в общее сознание, вызывают целостное восприятие. В то время как левое полушарие пытается всё объяснить, правое полушарие позволяет вещам быть такими, какие они есть, или выражает существующее вокруг через музыку, живопись, поэзию или танец. С помощью дыхания через одну ноздрю или чередования ноздрей во время дыхания, что предполагают некоторые практики йоги, мы получаем доступ к работе того или иного полушария, таким образом мы можем повлиять на их работу и сбалансировать её. Далее, в части, посвящённой анатомии нервной системы, мы также рассмотрим влияние стимуляции слизистой носа. 

К сожалению, не все нади оказываются гладкими проводниками плавно и спокойно текущей энергии. Например, шира нади представляют собой видимые каналы, а именно артерии, которые могут быть закупорены жирами и холестерином. Более тонкие нади, которые мы не можем увидеть, могут быть заблокированы в результате психологических или эмоциональных моментов, что приводит к затруднению движения одного из видов праны и возникновению физических проблем. Простым примером может быть ситуация, когда мы испытываем злость или стресс, которые являются физиологической реакцией на внешние стимулы, наши мускулы сокращаются, что может приводить к болям в шее, спине или голове. Западные учёные пока не обнаружили ткани, представляющие эти тонкие разновидности нади, но некоторые из них предполагают, что они могут находиться в соединительных тканях и межтканевых жидкостях. 

Доктором Нилом Тейзом из медицинского центра Лангон при университете Нью-Йорка недавно были опубликованы новые данные о областях в нашем теле, которые ранее считались плотными соединительными тканями. На самом деле эти области оказались взаимосвязанными, наполненными жидкостью отсеками, которые были названы интерстицием. Интрестиций представляет собой единый орган, который находится в разных частях человеческого тела и способен осуществлять коммуникацию между разными органами. Это означает, что покровы пищеварительного тракта, лёгких, мочевой  системы, а также артерии и вены, окружающие органы, и фасции между мускулами взаимосвязаны и представляют собой единый орган. Доктор Тейз предполагает, что пучки коллагена, которые мы наблюдаем в этом пространстве, с большой вероятностью могут посылать электрические разряды при сгибании, которое происходит благодаря движению окружающих их органов и мускулов. Также они могут играть определённую роль в таких техниках, как акупунктура. 

Акупунктура наиболее близка к теме нади, так как представляет собой систему, которая позволяет использовать невидимые сети каналов, чтобы передать энергию в тот или иной орган и повлиять на процессы, протекающие в теле, на эмоции, а также на ментальное состояние. Такое представление схоже с понятием нади и, точнее, с понятием «вьяна-вайю», которое описывает питание всего тела. Например, когда врач Аюрведы или врач китайской медицины при диагностике органов и энергетического баланса или дисбаланса проверяет ваш пульс, он, или она, считывает информацию о вьяна-вайю, которая излучается пульсацией органов и транслируется через кровоток. Исследования доктора Тейза в большей мере направлены на изучение того, как такие болезни, как рак, могут распространяться через эти наполненные жидкостью области и на поиск возможных способов диагностики этих болезней, и в меньшей мере на то, как эти области могут быть задействованы в акупунктуре. Тем не менее, эти исследования приводят нас к интересным выводам о существовании разнообразных возможностей взаимодействия разных частей нашего тела, а также о наличии ещё одного физиологического коррелята системы нади

(Отрывок из книги Эдди Штерна «One Simple Thing: A New Look at the Science of Yoga and How It Can Transform Your Life») 
Переводила Кудрявцева Ася. 
Нравится? Поделись с другими